Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России начала формирование Экспертного совета по воздушному транспорту. Эта новая платформа для обсуждения объединит представителей авиакомпаний и аэропортов с целью решения ключевых вопросов, стоящих перед отраслью. Причиной для принятия такого решения послужили многочисленные обращения авиаперевозчиков, указывающие на монопольное положение на рынке аэропортовых услуг, в частности, в сферах наземного обслуживания, дозаправки и организации питания на борту самолетов.
Как сообщает «По информации «Коммерсантъ», предложение о создании совета исходит от Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Представители авиаперевозчиков отмечают основную проблему: в большинстве российских аэропортов данные услуги предоставляют компании, связанные с самими аэропортами. По их мнению, это приводит к необоснованному росту цен и ухудшению уровня сервиса. Чтобы устранить данную ситуацию, авиаперевозчики, в том числе «Аэрофлот», предлагают зафиксировать на законодательном уровне обязательное присутствие независимых операторов. В аэропортах с пассажиропотоком от 500 тыс. человек в год необходимо предусмотреть не менее двух таких поставщиков, а для объектов с оборотом свыше 1 млн пассажиров – не менее трех.
Аэропорты, в свою очередь, указывают на трудности, связанные с вовлечением сторонних компаний в эту сферу, требующую передовых технологий. В то же время авиаперевозчики утверждают, что воздушные ворота намеренно создают барьеры для доступа к своей инфраструктуре, что позволяет им устанавливать свои правила.
В приоритете работы Экспертного совета станет создание новых нормативных документов, которые должны будут сдерживать монополизацию и поддерживать конкуренцию. Необходимость этой работы подтверждается тем, что действующие с 2021 года положения, предписывающие 15 крупнейшим аэропортам страны иметь как минимум одного независимого оператора, по информации издания, выполняются лишь в немногих из них.