Госдума приняла в первом чтении поправки в основной туристический закон, разделяющие ключевое для турбизнеса понятие «турпродукт». Формулировок будет две: для выездного туризма и внутреннего или въездного.

Для туристических компаний, организующих поездки за границу, турпродукт по-прежнему определяется как комбинация перевозки и проживания. В то же время, внутри страны турпродукт включает в себя проживание и как минимум одну из следующих услуг, предоставляемых по единой цене: транспортировка любым видом транспорта; трансфер; предоставление транспорта в аренду; помощь в оформлении визы (для въездного туризма); предоставление питания; услуги экскурсовода, гида-переводчика, инструктора-проводника.

Законопроект уже на стадии рассмотрения вызвал оживленные дискуссии среди специалистов туристической отрасли. По мнению сторонников, действующее определение, объединяющее выездной и внутренний туризм, лишает туроператоров возможности воспользоваться освобождением от НДС при продаже туров внутри страны. Это связано с тем, что туристы, как правило, самостоятельно организуют дорогу к месту отдыха, что, по мнению некоторых экспертов, свидетельствует о низкой доле пакетных туров (менее 3%). Оппоненты подчеркивают, что изменение определения приведет к тому, что налоговые льготы будут доступны лишь ограниченному кругу компаний, специализирующихся на внутреннем и въездном туризме. Турагенты же окажутся в невыгодном положении, поскольку они не только продают туры, организованные туроператорами, но и предлагают отдельные туристические услуги внутри России – бронирование отелей, организация экскурсий и т. д. В результате переопределения «турпродукта» такая деятельность, вероятно, потребует получения статуса туроператора по внутреннему туризму. Это повлечет за собой дополнительные затраты, связанные с оформлением фингарантий и подключением к государственной информационной системе «Электронная путевка». Кроме того, индивидуальные предприниматели (которых, по всей видимости, большинство на рынке) и самозанятые лица не имеют права быть туроператорами – им придется изменять свою организационно-правовую форму.

Нововведение вызывает негативную реакцию как у туроператоров, организующих поездки за рубеж, так и внутри страны. В частности, это может создать трудности с отчетностью, связанной с двумя различными видами деятельности. Также возражения вызывает разделение понятия «турпродукт» выступали и в АТОР, и в Национальном союзе туриндустрии (НСПТ), и в ассоциации «Турпомощь».

По мнению представителей НСПТ, возросшие издержки бизнеса неизбежно приведут к росту цен для потребителей и, как следствие, к увеличению стоимости отдыха в России. Вероятно, это спровоцирует увеличение числа людей, которые выберут работу в неофициальном секторе, обходя эти требования и получая таким образом конкурентные преимущества.

Несмотря на представленные доводы, законопроект был принят в первом чтении практически без изменений. Внесены коррективы лишь в части, касающейся работы отелей и санаториев: обновленное определение туристического продукта не применяется к случаям, когда они предоставляют дополнительные услуги к проживанию. Согласно первоначальной редакции законопроекта, подключение к «Электронной путевке» и регистрация в качестве туроператоров обязали бы и гостиницы, предлагающие своим гостям трансферные услуги и экскурсии.

Ранее наблюдатели отмечали, что в Минэкономразвития главной целью законопроекта назвали «обеление» турбизнеса, а не освобождение туроператоров, работающих на внутреннем рынке, от НДС, как изначально предполагали многие его сторонники. Высказывается версия, будут направляться на покрытие убытков туроператоров, признанных неплатежеспособными. Таким образом, регулятор стремится сформировать обширную финансовую основу для обязательных отчислений с каждого проданного тура в новый межгосударственный гарантийный фонд, который заменит фингарантии. Деньги из него, как и прежде предлагали идеологи этой идеи, можно было бы направить не только на компенсации туристам при банкротствах туроператоров (сейчас только так. – Ред.), а также на реализацию других задач, в частности, на развитие туристических проектов на территории Российской Федерации.

Заявки с предложениями по внесению изменений в законопроект принимаются до 8 октября, после чего запланировано второе чтение. По мнению Георгия Мохова, основателя юридического агентства «Персона Грата», в документ, вероятно, будут внесены незначительные корректировки. В частности, из списка услуг, предоставляемых при внутреннем и въездном туризме, могут быть исключены такие пункты, как «питание» или «аренда транспорта».