По последним результатам «переклички» турагентов значительная часть участников недовольны продажами туров и оценивают сезон как не самый удачный. Мы решили разобраться, какие факторы сейчас сказываются на спросе.
Наблюдающийся в стране общий спад потребительской активности, безусловно, оказывает негативное влияние на его деятельность. Экономист Михаил Задорнов, в недавнем интервью телеканалу «Россия-24» привел убедительные данные: продажи легковых автомобилей в РФ с начала года упали на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а продажи бытовой техники, такой как холодильники и стиральные машины, снизились на 10%. По словам Романа Еремяна, директора Центра стратегического анализа и разработок Союза туризма и гостеприимства, реализация новостроек уменьшилась на 40%. Туризм относится к сфере «экономики потребления», поэтому общий спад спроса, вероятно, влияет и на него.
Высокие ставки по депозитным вкладам также способны сдерживать граждан от планирования туристических поездок. Сейчас у людей появилась возможность получать существенный доход, размещая свои сбережения на несколько месяцев под 18–20% годовых, что позволяет перенести отдых, например, на конец лета.
В некоторых регионах туристические компании столкнулись с неожиданными локальными трудностями. Так, турагент из Ижевска в комментариях к нашей публикации с опросом турагентов отмечает, что в этом сезоне им существенно затруднено ведение онлайн-бизнеса и общение с клиентами в интернете – причиной тому являются постоянные сбои в сети, вызванные принимаемыми мерами по противодействию беспилотным летательным аппаратам.
Туроператоры, которых мы опросили, также отмечают этот фактор: некоторые путешественники не решаются на выезд за границу, опасаясь сокрытия информации или непредсказуемых ситуаций».
Существуют также факторы, благоприятно влияющие на выездной туризм: в частности, курс рубля, хотя и в ограниченной степени. Дело в том, что туроператоры заключают договоры с отелями, принимающими компаниями и авиаперевозчиками по популярным направлениям заранее, до начала летнего сезона. Предоплата поставщикам производилась по более высоким показателям стоимости доллара или евро, поэтому снижение рублевых цен на туры происходит постепенно. Более ощутимая выгода от ослабления курса может быть получена за счет уменьшения расходов на отдыхе за границей, особенно если питание не включено в стоимость: когда зимой доллар стоил свыше 100 рублей, то в третьей декаде мая он не превышал диапазон 78–80 рублей. Стимулирующим фактором для развития туризма стало появление за последние 3 года в стране большего числа людей с высокими доходами, накопивших средства, в том числе на летний отдых. Это, прежде всего, семьи участников СВО, работники предприятий оборонной промышленности, а также сотрудники некоторых секторов экономики, демонстрирующих хороший рост. У турагентов, обслуживающих такую категорию клиентов, наблюдается положительная динамика. Следует учитывать, что многое определяется географическим положением: есть регионы, чьи туркомпании оказались в выигрышной ситуации благодаря большому количеству таких туристов, а есть области, где их число ограничено.
Ранее мы писали, по данным исследований, оценки туроператоров и турагентов относительно востребованности зарубежных туров оказались различными.