Перекладывание бремени оплаты туров на туристов лишает туроператоров гарантий и создает риски для путешественников, а также может негативно сказаться на предварительной продаже туристических пакетов. Об этом заявил один из представителей туристического агентства. Журналисты провели расследование, чтобы определить, насколько обоснованы эти тревоги.
Согласно проекту поправок в «Закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации», ответственность туроператора будет наступать только с момента поступления денег. «Туроператор несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, с момента получения от турагента полной оплаты стоимости туристского продукта, если иное не предусмотрено договором между туроператором и турагентом», – сказано в тексте поправок.
Представители туроператорских компаний полагают, что данное нововведение позволит им обезопасить себя от мошеннических действий турагентов, которые обманывают туристов и скрываются с их деньгами.
«По мнению турагента Оксаны Антохиной, отсутствие ответственности у туроператора до момента получения оплаты дает ему право отменять и изменять турпродукт, даже если клиент внес только предоплату. Она предполагает, что туроператорские компании будут в полной мере использовать эту возможность. «В настоящее время мы наблюдаем настоящий хаос с туристическими продуктами, когда туроператоры закладывают в программу полётов завышенные показатели, клиенты оплачивают туры, а затем начинаются отмены и перебронирования, зачастую с необходимостью доплаты. Односторонние изменения договора туроператорами не допускаются в соответствии с законом, однако эта практика не встречает сопротивления, и, как следствие, хаос только усиливается».
В конечном счете, пострадают именно туристы, что может спровоцировать их отказ от услуг турагентств в пользу маркетплейсов и самостоятельного бронирования. Однако это сопряжено с определенными рисками, поскольку в случае возникновения проблем не будет возможности получить своевременную поддержку.
В отношении предоставления большей свободы действий для туроператоров за счет перераспределения ответственности, существенных изменений в практике не предвидится. Даже сейчас, как утверждают источники, знакомые с ситуацией, некоторые крупные туроператоры включают в договоры положение, согласно которому их ответственность наступает только после полной оплаты. К тому же, туроператоры так же заинтересованы в реализации программ раннего бронирования, как и турагенты, поэтому маловероятно, что они будут препятствовать этой практике. Главная проблема и основная забота туроператорских компаний, как неоднократно отмечали их представители, – избежать роли ответчика в судебных разбирательствах, возникающих из-за действий недобросовестных турагентов.
Более того, ситуация может претерпеть изменения – действующую редакцию поправок в основной закон о туризме не стоит считать завершенной. Вероятно, она будет дальнейшим образом корректироваться с учетом позиций всех заинтересованных участников. В частности, формулировка об ответственности туроператора, вступающей в силу лишь после полной оплаты, не устраивает Альянс туристических агентств, отметила юрист АТА Мария Чапиковская, поскольку может повлечь неблагоприятные последствия для турагентов – когда тур еще не оплачен в полном объеме, происходит непредвиденное событие (например, страховой случай), а момент наступления ответственности туроператора еще не наступил.
Специалисты также отмечают важный аспект. Текущая ситуация, характеризующаяся оживленными дискуссиями вокруг готовящихся поправок Минэкономразвития, различными интерпретациями и возникновением нового раскола между туроператорами и турагентами, подчеркивает необходимость открытого общения между всеми участниками, проведения встреч и конференций на нейтральных площадках. Благодаря этому снижается количество вопросов и разногласий, возникающих между участниками рынка.