Ред.)., «екатерина Преснякова (OneTouch & Travel) отметила важность отказа от устаревших подходов. В 2015 году туроператор был основан для продажи динамических туров, использующих продукты международных поставщиков. Затем было принято решение о создании чартерной программы в Турции, что оказалось эффективным и перспективным шагом. Однако, как и многие другие операторы, сейчас компания предлагает туры на базе GDS (глобальных дистрибутивных систем) и различные комбинированные варианты».

Необходимо также использовать новые возможности. По мнению Тараса Кобищанова («Русский Экспресс»), одной из них является очистившийся рынок. Кризисы 2020 и 2022 годов оказались для многих компаний роковыми, однако те, кто выстоял, теперь имеют возможность расширить свое присутствие. В связи с сокращением числа традиционных турагентств и их устареванием (молодые специалисты все реже выбирают турбизнес. – Ред.) растет значение онлайн-продаж. По мнению Тараса Кобищанова, до 20% туров бронируется через онлайн-сервисы и напрямую у туроператоров, и этот показатель продолжит увеличиваться. К примеру, в Германии и Великобритании онлайн-продажи занимают 50–65% рынка.

Дмитрий Шевченко (ICS Travel Group) отметил, что в России население путешествует гораздо менее активно, чем в Европе. Это открывает перспективы для развития рынка. Для поддержания и повышения своей актуальности турбизнесу необходимо совершенствовать свои навыки и учитывать потребность в индивидуальном подходе. Постоянное развитие компетенций позволит привлекать новых клиентов и удерживать существующих. По мнению эксперта, туристического спроса достаточно для всех участников рынка».

Андрей Игнатьев (BSI Group) также высказался в поддержку данной позиции, отметив, что лишь небольшая часть населения России имеет возможность выезжать за границу из-за отсутствия загранпаспортов. По его мнению, это приведет к увеличению числа клиентов для туристических компаний. Несмотря на то, что кризисные периоды сдерживают развитие рынка, работа все равно будет продолжаться. Андрей Игнатьев рекомендовал турагентам диверсифицировать свою деятельность и сотрудничать с различными поставщиками, поскольку это позволяет минимизировать потенциальные риски.

В последние годы наблюдается снижение вознаграждений от поставщиков. Андрей Федоров («Федерация туризма») обратился к экспертам с вопросом о необходимости туроператоров, поскольку квалифицированный турагент может самостоятельно организовать тур и получить большую прибыль. Розничным агентам напомнили, что подобная деятельность, согласно законодательству, классифицируется как туроператорская и предполагает наличие соответствующего статуса, а также инвестиций. При этом, контроль и правовые риски будут усиливаться: «Государству достаточно выкупить экранное время на Первом канале и предупредить туристов, что продажа туров без внесения в “Электронную путевку” является незаконной».

Дмитрий Шевченко, продолжая обсуждение рисков, отметил, что условия деятельности туроператоров в России существенно трансформировались за последние 7–8 лет. Если ранее для достижения значительных объемов требовалось организовывать чартерные рейсы и брать на себя ответственность за их заполнение, то сейчас возможности сотрудничества с авиакомпаниями стали более разнообразными – туроператоры используют их для продажи билетов, не выкупая целые блоки мест. «Китайские авиаперевозчики предлагают широкий выбор рейсов, что создает альтернативу перелетам в страны Юго-Восточной Азии. Значительный объем туристических продуктов формируется с использованием технологий, позволяющих минимизировать риски. Рыночная ситуация стала более сбалансированной».

Юлия Алчеева («ЕВРОИНС Туристическое Страхование») подтвердила этот вывод, отметив, что пандемия оказала влияние на все компании, однако наиболее устойчивые из них смогли преодолеть трудности. Многие туроператоры имели возможность передать свои обязательства страховым компаниям, но не воспользовались этой возможностью. По словам Юлии Алчеевой, это, вероятно, связано с тем, что руководители компаний ценят свою репутацию. Она также отметила, что рынок стал более стабильным, и страхование ответственности туроператоров сейчас представляется скорее излишней мерой, чем необходимостью.

О предстоящих изменениях в законодательстве, касающихся туристического бизнеса, расскажем в одном из следующих номеров.