Ассоциация туроператоров (АТОР) не поддержала законопроект, который вводит разные формулировки понятия «турпродукт» в сферах въездного и внутреннего туризма. Позиция ассоциации полностью совпадает с мнением участников Национального союза профессионалов туриндустрии, которым они поделилисьопубликовала «Турпомощь».
Новый законопроект разработан группой депутатов, в которую входит глава профильного туристического комитета Сангаджи Тарбаев, внесла в Госдуму 15 мая. О готовящемся изменении ключевого для отрасли термина еще в июле прошлого года. Президент РСТ Илья Уманский, который одновременно руководит туроператором «Алеан», тогда обратился к замминистра экономического развития Дмитрию Вахрукову и от имени турбизнеса предложил исключить из турпродукта перевозку туристов к месту отдыха. Это вызвало раскол на рынке. Крупным туроператорам внутреннего туризма, прежде всего самому «Алеану», изменения выгодны, так как позволяют воспользоваться освобождением от НДС. Предприятия, специализирующиеся на организации выездных туров, выразили протест в связи с планируемым увеличением размера обязательных взносов в систему «Турпомощи.
Законопроект, изначально кажущийся компромиссным, предполагает, что Тарбаев и другие инициаторы сохранят прежнюю формулировку для выездных туров, изменив ее лишь в отношении внутреннего и въездного туризма. Согласно документу, турпродуктом будет являться совокупность услуг, включающая размещение и любые другие туристические сервисы, такие как перевозка, трансфер, экскурсия, визовая поддержка. Однако
многие представители турбизнеса категорически против. Если законопроект примут, то туроператорский статус придется получать отелям и санаториям, которые продают туристам трансферы или экскурсии, а также турагентствам, предлагающим эти же услуги вне турпакетов. Это обернется необоснованным увеличением регулирования отрасли: необходимостью оформлять фингарантии, преобразовывать ИП в ООО, нести расходы в связи с подключением и передачей данных в госсистему «Электронная путевка». Зона ответственности уже существующих туроператоров тоже расширится, так как почти все значимые компании заняты как в сфере выездного, так и внутреннего и въездного туризма.
Предприниматели, и так добросовестно работающие, столкнутся с возросшей нагрузкой. По мнению представителей НСПТ, возникшие дополнительные затраты, вероятно, будут включены в стоимость отдыха для потребителей, что приведет к ее увеличению. В то же время, ожидается, что больше компаний будет стремиться оставаться в неофициальном секторе, избегая соблюдения новых требований и получая таким образом конкурентные преимущества.
Существуют также менее заметные юридические последствия. Неоднозначное определение ключевого понятия может снизить предсказуемость регулирования и привести к затруднениям при разрешении судебных разбирательств.
Члены профессиональных объединений передали свои аргументы в Минэкономразвития в письменной форме. Они предлагают совместно внести коррективы в законопроект, учитывая позицию экспертного сообщества. «Необходимо тщательно прорабатывать каждый этап», – отметила заместитель директора Anex Яна Муромова.