Авиакомпания «Уральские авиалинии» обязана выплатить пассажирам рейса, совершившего в 2023 году аварийную посадку в поле в Новосибирской области, по 100 тыс. рублей компенсации морального вреда, в дополнение к ранее уже полученной сумме.
Авиакатастрофа с самолетом Airbus A320, выполнявшим рейс из Сочи в Омск и совершившим посадку в пшеничном поле в 180 км от аэропорта Толмачево, случилось 12 сентября. К счастью, инцидент не повлек за собой жертв или пострадавших. После этого страховая компания выплатила каждому пассажиру по 100 тыс. руб. в качестве компенсации за пережитый испуг, как выразился бывший генеральный директор транспортной компании Сергей Скуратов.
Не все пассажиры остались довольны выплатой компенсации, и житель Омска Илья Т. подал в суд на авиаперевозчика. Он требует возмещения морального ущерба: 200 тыс. руб. на каждого совершеннолетнего члена семьи, 100 тыс. руб. на ребенка, а также штраф в размере 50% от суммы компенсации. Илья вместе с женой и четырехлетней дочерью возвращался из Сочи в Омск.
Суд признал данное требование обоснованным. «В связи с пережитой психологической травмой истцы постоянно ощущают беспокойство, тревогу, испытывают потерю контроля над собой и ситуацией, их психоэмоциональное состояние нарушено, сохраняется боязнь замкнутых пространств, что препятствует передвижению на самолетах. В связи с этим они обращались за медицинской помощью к психотерапевту, которому было назначено лечение и диагностировано «посттравматическое стрессовое расстройство”», – говорится в судебном решении.
Весной этого года Первомайский районный суд Омска вынес решение по иску, удовлетворив его частично. Суд обязал перевозчика выплатить каждому пассажиру 100 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда, а также начислить 50%-ный штраф. Несмотря на апелляционную жалобу страховой компании, недавно судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда поддержала первоначальное решение. Ключевым фактором, повлиявшим на решение суда, стало то, что пассажирам удалось подтвердить возникшие после перелета проблемы со здоровьем, диагностированные как «посттравматическое стрессовое расстройство F43.1»).
При добровольной выплате компенсации часто у пострадавших запрашивают расписку об отсутствии претензий. Однако, по мнению юриста Игоря Косицына, компании, заботящиеся о своей репутации, избегают такой практики. Более того, данная бумага не будет иметь юридической силы в суде. «Если претензия существует и удовлетворяется полностью или частично, целесообразнее заключить соглашение об урегулировании спора, которое будет признано судом. Однако оно будет распространяться только на те требования, которые указаны в соглашении. Возможность предъявления новых претензий сохранится. Если же с потребителя просто получают расписку об отсутствии претензий, она не будет иметь никакой юридической значимости, и потребитель сможет заявить, что его ввели в заблуждение», – пояснил юрист.
Ранее мы написали, сообщается о планах создания музея на месте посадки самолета «Уральских авиалиний» в пшеничном поле под Новосибирском.