Клиенты краснодарского турагентства «Открытый мир», оставшиеся без оплаченных туров, возвращают деньги с помощью чарджбэка (процедура отмены платежа, с которым покупатель не согласен). О своем опыте туристы рассказывают в чате пострадавших, к которому по состоянию на утро 7 октября подключилось около 80 человек.

«Одна из туристок рассказала о своем успешном опыте: «Я получила полную сумму. Первый платеж поступил от туроператора, а вот второй поначалу оставался непонятным. Вспомнив о своем действии, я обнаружила, что в Т-Банке была произведена отмена, и в описании указано «зачисление клиенту диспутной операции.

Представилось любопытным, что инициативу по оспариванию операции проявил сам банк: «Мы были проинформированы о проблемах, с которыми столкнулись некоторые клиенты турагентства “Открытый мир” при получении забронированных услуг. Ранее у вас была оплата (названа точка)». В конечном итоге средства были возвращены в течение четырех дней, с рекомендацией подключить «страховку от мошенничества».

Иногда клиентам приходится получать отказ. «В ВТБ мне ответили, что не могут помочь и посоветовали обратиться в правоохранительные органы». «В Сбере также сообщили, что возврат средств возможен только по запросу получателя или по решению суда. Судя по всему, оспорить платеж не удастся». Туристы считают, что исход ситуации определяется уровнем знаний и опыта специалистов службы поддержки, поскольку некоторые из них могут быть не знакомы с необходимой процедурой.

В некоторых случаях, несмотря на первоначальный отказ, банки все же могут пойти навстречу. «Я обратилась в Сбербанк с запросом на возврат денежных средств и получила подтверждение о рассмотрении вопроса, решение будет принято до 20 октября».

Пользователи часто пишут собственные обращения, например: «Нашла в приложении «Альфа-Банка» информацию о том, как оспорить операцию. Сегодня утром я получила сумму, которую переводила в «ОМ» месяц назад, уже и не ожидала ее».

Впрочем, число обращений с чарджбэками остается небольшим. Многие туристы до сих пор ожидают ответа от банков на свои запросы или только планируют предоставить необходимые документы.

«По словам Марии Чапиковской, юриста Альянса туристических агентств, процедура чарджбэка или диспута регламентируется правилами платежной системы. В связи с этим туристам следует тщательно ознакомиться с этими правилами и подать соответствующее заявление. Если же в приеме заявления отказано, необходимо запросить письменный отказ».

готовят коллективные обращения в полицию, прокуратуру и Роспотребнадзор.