Авиакомпании отмечают стабильное увеличение числа пассажиров, выбирающих перелет только с ручной кладью. Эта тенденция наблюдается как на внутренних, так и на международных рейсах, за исключением чартерных и рейсов, выполняемых «Аэрофлотом». Специалисты объясняют это распространение практики сокращения количества багажа, позволяющей авиаперевозчикам ускорить обработку рейсов и увеличить объем перевозимых грузов.
Согласно данным «Согласно данным «Коммерсанта», от 50% до 70% пассажиров российских авиакомпаний выбирают тарифы, не включающие багаж. Особенно заметен рост популярности таких тарифов у Red Wings: в 2022 году на внутренних рейсах без багажа путешествовало 36% пассажиров, а в первом квартале 2025 года этот показатель поднялся до 61%. На международных маршрутах также наблюдается значительная динамика: 49% в 2024–2025 годах против 23% в 2022-м.
В S7 доля пассажиров, путешествующих без зарегистрированного багажа, превысила 67%, в то время как в 2019 году этот показатель составлял 60%. При этом, половина из них впоследствии оплачивает услугу перевозки багажа при прохождении регистрации. В «Уральских авиалиниях» 63% пассажиров, осуществляющих внутренние перелеты, пользуются только ручной кладью, что соответствует уровню 2022 года. На международных направлениях доля таких путешественников возросла с 7% до 15%. В Smartavia отметили значительное увеличение числа пассажиров с ручной кладью по сравнению с теми, кто летит с багажом, однако конкретные цифры не были обнародованы.
«Аэрофлот» показывает другую динамику: на внутренних авиалиниях доля пассажиров, не имеющих багажа, составила 46%, а на международных рейсах она уменьшилась с 32% до 21%.
Авиакомпании, выполняющие чартерные рейсы, например AZUR air, обслуживающие курортные направления, констатируют, что их пассажиры почти никогда не путешествуют без багажа.
Наибольшая доля пассажиров, отказывающихся от багажа, приходится на возрастную группу от 25 до 44 лет – это 42%. Люди старше 65 лет реже отказываются от багажа, лишь в 33% случаев. Данные Т-Банка показывают, что только 15% пассажиров младше 25 лет регистрируют багаж на внутренних рейсах.
Как правило, путешественники берут ручную кладь при перелетах в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. В то время как большинство пассажиров, летящих на Камчатку и Дальний Восток, предпочитают регистрировать багаж.
Аналогичная тенденция наблюдается и на международных авиалиниях. Так, в Таиланд с багажом летят 44% пассажиров, в то время как в 2022 году этот показатель составлял 79%, а в Турцию – 29% против 40%. Однако в государства, где туристы, как правило, пребывают на длительный срок, например, в Японию и Китай, более 90% путешественников все еще предпочитают брать с собой багаж.