В прошедшие выходные на рынке розничной торговли произошел всплеск возмущения: на Wildberries появились предложения по турам, которые для конечных покупателей сопровождаются обещанием 7% скидки, что равноценно размеру агентского вознаграждения. Все представленные на платформе туры предоставлены туроператором Fun&Sun. Неудивительно, что туристические агентства в первую очередь выразили свое недовольство туроператору, заподозрив его в стремлении «захватить поток клиентов».

Вероятно, Wildberries стремится занять позицию на рынке туристических услуг, который в настоящее время уступает лидерам, таким как Т-Банк, «Яндекс Путешествия», «Озон» и другие. Однако, по мнению турагентов, эти крупные компании интегрируют в свои сервисы возможность приобретения услуг от транспортных компаний и отелей, но не делают серьезных инвестиций в развитие турпродуктов. И это воспринимается как существенная угроза традиционному розничному рынку, поскольку ставит под вопрос его финансовую устойчивость.

Агенты высказывают возражения, предполагая, что их клиенты, в большинстве своем сравнивающие стоимость услуг, начнут обращаться к ним за советом, но оформлять бронирование там, где стоимость ниже. Это приведет к ощутимой потере туристов в пользу онлайн-турагентств (ОТА). Подобная тенденция может побудить и других туроператоров, а также маркетплейсы, скопировать опыт F&S и Wildberries, что чревато радикальной перестройкой рынка, к которой сами агенты не подготовлены.

В настоящее время конфликт, спровоцированный агрессивной маркетинговой политикой Wildberries и лояльным отношению к ней со стороны F&S, только начинается. Редакция получила копию письма, которое франчайзинговые агентства адресовали руководству F&S. В обращении подчеркивается, что агентства всегда поддерживали бренд, придерживаясь его принципов и неся все расходы, связанные с обеспечением высокого уровня сервиса, формированием лояльности клиентов и достижением намеченных показателей. Инициативная группа предлагает туроператору разработать и реализовать комплекс мер, направленных на предотвращение демпинга на рынке, недобросовестной конкуренции и нарушения принципа равноправия.

Чтобы этого добиться, туроператору следует предоставить всем партнерам-агентам, включая Wildberries, одинаковые возможности для продажи и продвижения туристических продуктов, а также следить за тем, чтобы агенты-партнеры не прибегали к демпингу и не создавали недобросовестную конкуренцию. Также необходимо внести соответствующие коррективы в договоры с Wildberries и другими онлайн-агентами, чтобы исключить возможность демпинга и нарушения ценового позиционирования бренда».

Представители агентств выразили готовность присоединиться к рабочей группе с туроператором для формирования общей стратегии, принимающей во внимание потребности всех участников сети, включая онлайн- и офлайн-партнеров.

Редакция будет и дальше освещать происходящие события. Как мы уже сообщали, 12 сентября Wildberries выставил в продажу туры F&S. Известие об этом взбудоражило агентский рынок, но лидеры мнений и представители розницы посчитали: из этой затеи мало что выйдет. Вряд ли клиенты пойдут за турами на маркетплейс.