Турагенты, принявшие участие в круглом столе, инициировали обсуждение вопроса о предоставлении платных консультаций для туристов . С одной стороны, отбор тура и предоставление рекомендаций – это трудовые усилия, которые требуют вознаграждения. С другой стороны, клиенты не всегда готовы к этому.

В ряде турагентств консультация оплачивается предоплатой в размере от 3 до 10 тыс. руб., которая вычитается из общей стоимости поездки. В случае отказа от тура предоплата не возвращается.

Решение о внесении депозита при бронировании тура часто зависит от конкретной ситуации, с которой сталкиваются туристические компании. К примеру, в «ТрэвелМаркет» (Екатеринбург) пакетные туры могут быть предложены без предварительной оплаты. По словам директора Анны Кабаковой, опытный менеджер, умеющий грамотно представлять информацию, может подобрать подходящий вариант за 3–5 минут. И даже если клиент передумает, это не будет существенной потерей. В то же время, при составлении сложных запросов, таких как комбинированные туры или поездки в несколько стран, клиент обязан внести депозит, как правило, в размере 10 тыс. руб. Это позволяет оценить серьезность его намерений. По мнению представителей компании, человек, заинтересованный в качественной организации поездки, без проблем оплатит необходимую сумму».

В «Ингостур Центре» применяют систему платных консультаций: если туристы нуждаются в совете о наиболее выгодном способе бронирования тура или гостиницы, им предоставляют соответствующие рекомендации. По словам руководителя Александра Казина, часто клиентов направляют для бронирования на официальный сайт отеля, особенно при планировании поездок по России, поскольку гостиницы предлагают более выгодные условия для прямых бронирований, чем через сторонние системы. Постоянные клиенты нередко предлагают вознаграждение за такие консультации, и все платежи, в любом случае, будут возвращены».

В отличие от других туроператоров, у которых при работе с запросами предусмотрены минимальные требования к предоплате, в «Дюла» действует иная практика. По словам гендиректора Вадима Тюрина, даже если клиент имеет четкие предпочтения, например, уже определился с отелем, менеджеру все равно необходимо выполнить определенный объем работы по подбору альтернативных вариантов. Клиент может изменить свое решение относительно изначально выбранного отеля».

«Вы платите за консультацию юристу, нотариусу или врачу, вне зависимости от ее результата? Других объяснений не требуется», – убежден Вадим Тюрин.

«Анна Кабакова отмечает, что обработка запроса является сложной задачей: она требует времени, детальной проработки, подбора оптимальных стыковок рейсов и привлечения специалистов. В случае изменения планов со стороны туристов, затраченная нами работа должна быть компенсирована».

готовы оплачивать консультации по подбору отеля и составлению маршрута отдыха, если их устроит стоимость услуги.