Туроператор не несет ответственности перед туристом, если турагент не оплатил ему стоимость проданного тура. Данное положение предусмотрено законопроект о разграничении ответственности туроператоров, турагентов и третьих лиц. По этому документу, разработанному Минэкономразвития, завершено общественное обсуждение. В случае принятия Госдумой он вступит в силу с 1 сентября 2026 года.
Новые правила вселяют надежду туроператорам на то, что им будет легче предотвращать жалобы со стороны туристов, пострадавших от недобросовестных турагентов. Известны ситуации, когда продавцы туристических путевок исчезают с деньгами клиентов или становятся банкротами, а отвечать за это приходится организации, предоставляющей турпродукт. Однако основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов предостерегает: окончательное решение в спорных ситуациях может вынести только суд. Согласно предлагаемым изменениям, туроператоров могут освободить от ответственности, даже если турагент включает в договор с туристом услуги, не предусмотренные в туре, или не информирует туроператора о заключении такого соглашения. Тем не менее, в случае принятия законопроекта, он позволит туроператорам более убедительно защищать свои интересы в судебном порядке, но не гарантирует полного освобождения от ответственности. Так как нельзя исключать, что поставщик турпродукта вступил в сговор с продавцом тура – это могут установить только правоохранительные органы. «В каждом конкретном случае ответственность будет определяться судом на основании имеющихся обстоятельств», – подчеркивает эксперт.
Законодательный акт также определяет, что туроператоры не несут ответственности за ущерб, нанесенный туристам третьими лицами, такими как авиакомпании или гостиницы. Данное положение распространяется как на внутренний, так и на въездной туризм. К примеру, если турист отравился некачественной едой в отеле, туроператор не может быть привлечен к ответственности.
Напомним, законопроект о разграничении ответственности был разработан Минэком минувшим летом.