В связи с введением нового законодательства о цифровых платформах, онлайн-тревел-платформы (ОТА) могут столкнуться с ответственностью за неверные сведения, предоставленные туроператорами или отельерами. Это может создать для них значительные трудности.

В конце июля президент Владимир Путин подписал закон «О некоторых вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Документ, в частности, устанавливает создание государственного реестра интернет-площадок, которые обеспечивают взаимодействие продавцов товаров и поставщиков услуг с потребителями. Это сделано для того, чтобы обеспечить прозрачность работы сервисов и защитить права пользователей».

А на днях были названы критерии, согласно которым агрегаторов будут включать в этот список: посещаемость в сутки превышает более 100 тыс. уникальных пользователей, либо свои товары и услуги на платформе предлагают более 10 тыс. партнеров, либо сумма их сделок за предыдущий год превышала 50 млрд руб.

Критерии, описанные выше, применимы не только к маркетплейсам, но и к некоторым крупным агрегаторам туристических услуг. Так, по имеющимся открытым данным, средняя посещаемость сервиса «Яндекс Путешествия» в августе составила 795 тысяч пользователей в день, а количество отелей, доступных для бронирования за границей, достигло 1,5 миллиона. Даже с учетом повторных посещений сайта и размещения информации о десятках отелей каждым зарубежным партнером, эти показатели превышают установленные постановлением Правительства РФ.

К числу рассматриваемых цифровых платформ могут быть отнесены и «Островок», сайт которого демонстрировал примерно 500 тыс. посещений ежедневно весной и летом, а также Travelata.ru, заявляющая о более 5 млн посещений ежемесячно.

Что будет, если это произойдет?

Прежде всего, увеличится трудозатраты на обработку каждого пакета услуг: вся информация должна пройти проверку на соответствие нормативным актам – у поставщика должны быть предусмотренные лицензии и другие обязательные документы. В противном случае ответственность ляжет на платформу.

В случае возникновения жалоб со стороны покупателя к качеству товара или услуги, ответственность будет распределена между продавцом и посредником. В частности, агрегаторы понесут ответственность за ущерб, нанесенный потребителю, если они не провели проверку поставщика услуг или не предоставили полную информацию. К подобным ситуациям можно отнести, например, случаи несоответствия фотографий, представленных на сайте онлайн-турагентства, фактическим данным об отеле – подобные инциденты встречались как на международных, так и на отечественных платформах для онлайн-бронирования.

Цифровые платформы также должны гарантировать открытость алгоритмов поиска и ранжирования. Факторы, определяющие рейтинг продавца, будут зафиксированы в договоре, чтобы он мог понять причины расположения его предложения выше или ниже предложений конкурентов.

Услуги по продвижению будут предоставляться всем клиентам без исключения.

При сортировке предложений по возрастанию цены, нельзя будет перемещать более дорогие варианты в верхнюю часть списка, основываясь на том, что продавец оплатил услугу приоритетного размещения.

«Представители Ассоциации туристических агрегаторов заявили, что пока рано делать выводы о воздействии нового постановления правительства на туристические платформы. В настоящее время изучается, какие площадки, исходя из масштаба и особенностей своей работы, могут соответствовать критериям, определенным в этом документе.

«Действительно, некоторые из наиболее крупных онлайн-турагентств можно отнести к цифровым платформам. Однако закон, регламентирующий работу туристических агрегаторов, пока не вступил в силу, поэтому их деятельность пока не имеет формальных признаков», – так объяснил сдержанность основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов.

обяжут войти в реестры туроператоров и турагентов.