Новость

«Сколько же людей не садятся на борт? В среднем не более одного человека на рейс, причем в сезон их часто переселяют в бизнес-класс. Однако статистика неумолима: количество пассажиров, не явившихся на посадку, составляет 2–7%. Авиакомпании не заинтересованы в перевозке пустого пространства, и платить за него придется вам», – пишет наш подписчик с ником ДЕ.

По словам другого специалиста, российские авиакомпании всегда прибегали к сверхпродаже части мест и продолжат это делать, несмотря на отсутствие формального законодательного закрепления этой практики. Запретить перевозчикам подобный подход невозможно: эксперт приводит метафорическое сравнение с антиалкогольной кампанией 80-х годов, когда ограничение продажи алкоголя привело к росту потребления нелегальной продукции. Причина заключается в том, что сверхпродажа мест, или овербукинг, применяется не только для компенсации возможных отмен рейсов из-за неявки пассажиров, но и по техническим причинам. К примеру, замена воздушного судна, которая иногда требуется, может привести к тому, что авиакомпании не удастся предоставить борт такой же вместимости; вместо Airbus A321 приходится срочно использовать А320 с меньшим количеством кресел. Эта проблема особенно обостряется в условиях дефицита авиатехники, поскольку перевозчикам сложно найти подходящий резервный самолет. Если наказывать авиакомпании за такую практику, это может спровоцировать серьезные сбои в работе отрасли.

Минтранс разрабатывает законопроект, разрешающий практику овербукинга. Эксперты отмечают, что предложенная ведомством модель имеет преимущества для пассажиров. Вероятно, она нуждается в доработке и уточнении, но даже в рассматриваемой версии есть положения, оговаривающие, например, кому и в каких случаях перевозчик не может отказать в посадке на рейс. А главное – предусмотрены компенсации за овербукинг, которые авиакомпании будут обязаны платить, в то время как сейчас добиться их порой возможно только через суд. Кстати, по информации от нашего источника, близкого к органам федеральной власти, законопроект Минтранса уже поддержал общественный совет Роспотребнадзора.

Овербукинг давно признан допустимым в международной практике. Более того, размеры компенсаций, выплачиваемых пассажирам в случае отказа в посадке на рейс, в некоторых европейских странах настолько велики, что некоторые пассажиры, например, студенты с ограниченным бюджетом, предпочитают воспользоваться предложением отправиться следующим доступным рейсом. Иногда компенсация может достигать почти полной стоимости приобретенного авиабилета.