Costa Cruises, подразделение американского холдинга Carnival, приостановила круизные маршруты по Персидскому заливу на зимний сезон 2025/2026. Это решение стало неожиданностью для клиентов и вызвало широкий общественный отклик, поскольку не все уверены в обоснованности официальной версии компании.
«В заявлении компании от 25 июля говорится о стремлении как можно скорее прояснить планы клиентов в связи с нестабильной обстановкой на Ближнем Востоке. Отменены все круизы Costa, отправляющиеся из Дубая и других портов региона, а также репозиционные круизы из Европы в Персидский залив и обратно. Флагманский лайнер Costa Toscana, изначально предназначенный для их проведения, останется на зиму в Средиземном море.
С марта 2022 года Costa Cruises прекратила посадку граждан России на свои круизные лайнеры. Данное решение не оказало существенного влияния на российский туристический рынок. Вместе с тем, среди пассажиров, чьи круизы были отменены, оказались выходцы из России, проживающие за рубежом. По их словам, Costa Cruises предложила им возврат денежных средств или альтернативный маршрут со скидкой до 50%, а также предоставила бортовой кредит в размере 100–250 евро для использования на лайнере. Однако эти предложения вызвали недовольство у туристов. Многие из них заранее приобрели невозвратные авиабилеты до портов отправления, забронировали гостиницы, включая дорогие отели в Дубае на новогодние праздники. Компенсацию понесенных убытков Costa Cruises, по всей видимости, не планирует выплачивать.
«Им безразлично, что люди уже потратили средства, чтобы добраться до места проведения первого круиза. Они предлагают нам снова оплатить дорогу до второго мероприятия, а взамен угостят шампанским. Если, конечно, ничего снова не отменят. Очень щедро, не правда ли», – возмущен один из туристов. Его товарищ по несчастью пишет, что намерен добиваться полной компенсации всех расходов от Costa Cruises.
Несмотря на июньское столкновение между Ираном и Израилем, каких-либо ограничений на судоходство в Персидском заливе не последовало. Также отсутствуют предупреждения относительно посещения Арабских Эмиратов и Омана, между которыми должен был осуществлять рейсы Costa Toscana. В связи с этим компания решила проявить излишнюю осторожность. «Это их собственное, единостороннее решение. И то, что оно привело к финансовым потерям для клиентов, их не беспокоит», – высказывают недовольство туристы. Однако, другие советуют не делать поспешных выводов: при подаче претензии с подтверждением понесенных убытков появляется возможность получить компенсацию.
По мнению специалистов в области круизного туризма, решение Costa Cruises обусловлено в первую очередь экономическими, а не политическими факторами. Для достижения Персидского залива из европейских портов лайнерам необходимо совершать кругосветное плавание вокруг Африки. Этот маршрут, подобно тому, как он был пройден Васко да Гама, остается сложным и длительным, и на нем пассажирские суда практически не заходят в порты. В связи с этим репозиционные круизы не пользуются популярностью и являются нерентабельными. Аналитики полагают, что, тщательно оценив все преимущества и недостатки, компания Costa Cruises приняла решение не затрачивать средства на переброску лайнера в отдаленный регион.
Не исключено, что на принятое Costa решение повлияли и не самые удачные показатели бронирования на зимний сезон. Об этом косвенно свидетельствует отказ от круизов по Персидскому заливу и компании Aida Cruises, которая также входит в холдинг Carnival, но специализируется на обслуживании немецкого рынка. По словам одного из наших источников, европейские туристы планируют свой отдых заранее, однако очень чувствительны к негативной информации. Поэтому, несмотря на завершение конфликта между Израилем и Ираном месяц назад, его последствия могли спровоцировать отмены и продолжают оказывать влияние на европейские продажи круизов по Персидскому заливу.
Несмотря на это, другие крупные международные круизные компании, в частности TUI и MSC, продолжают придерживаться своих планов деятельности в Персидском заливе.