На туристическом рынке отмечается рост доли спонтанных продаж. Количество туристов, приобретающих и оплачивающих туры в краткосрочной перспективе до даты вылета, увеличилось.

Экономическая ситуация является одним из ключевых факторов, определяющих поведение туристов. В стране отмечается спад потребительской активности, он также проанализировал спрос на туристические поездки. Другим важным фактором стали высокие процентные ставки по банковским вкладам (17–20%). Это побуждает потенциальных путешественников оставлять свои средства на банковских счетах, а запланированную поездку за границу перенести на более поздний срок, например, на осень, в надежде на снижение цен.

Те, кто имеют возможность изменить сроки отпуска, рассчитывают на снижение цен со стороны отелей, авиакомпаний и туристических операторов. Такие предложения обычно становятся доступными незадолго до даты вылета. По словам представителей Level.Travel, сейчас можно найти тур в Турцию с вылетом в начале августа, стоимость которого сопоставима с ценой авиабилета. Турагент Мария Шекер приводит другой пример: тур на двоих в Анталью с вылетом 29 июля на 6–7 ночей в достойный отель категории «четыре звезды» можно приобрести примерно за 100 тыс. руб”».

Растущая доля спонтанных продаж также связана с частыми перекрытиями воздушного пространства в московских и других аэропортах. Путешественники опасаются задержек в аэропорту, несвоевременной выдачи багажа и других проблем. Один из турагентов прокомментировал: «Мы не можем понять логику таких клиентов, ведь невозможно предсказать внезапные изменения. Они говорят, что если несколько дней нет ограничений, то есть шанс, что все пройдет нормально, и тогда они отправятся в полет”».

Турагентства полагают, что необходимо дифференцировать туристов по их поведению. Покупатели, откладывающие приобретение путевок в надежде на горящие предложения, всегда существовали. Однако и доля клиентов, бронирующих поездки заранее, остается значительной. По словам Владимира Калинина, руководителя отдела продаж Travelata, к ним относятся, как правило, люди, имеющие фиксированные даты отпуска, а также семьи, планирующие отдых с детьми в период школьных каникул.

Покупка туров непосредственно перед вылетом невозможна в тех случаях, когда места распределяются заранее или имеется ограниченный номерной фонд. По словам представителей туроператора «Интурист», бронирование горящих предложений невозможно в пользующихся спросом турецких отелях, где все номера уже забронированы, или в регионах, таких как Калининградская область, где все места заняты».