В Минэкономразвития подготовили поправки в закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые разграничивают ответственность между туроператорами и турагентами. Точнее, делают эту границу более четкой.

По данным пояснительной записки к законопроекту, в последнее время участились случаи, когда турагент заключает договоры с клиентами, получает с них оплату за тур, но намеренно не информирует туроператора о заключенных договорах и не переводит денежные средства. В результате сложилась судебная практика, в ситуации, когда туроператор несет полную финансовую ответственность за действия турагента, даже если он не был о них осведомлен и не получал от них прибыли, это связано с решением Верховного суда РФ. По мнению юриста Альянса туристических агентств Марии Чапиковской, суд указал, что неуплата турагентом средств туроператору не освобождает последнего от необходимости вернуть клиенту оплаченную им по договору стоимость туристического продукта».

Внесенные изменения направлены на корректировку сложившейся практики. Согласно законопроекту, ответственность туроператора за турпродукт возникает исключительно после полной оплаты со стороны турагента, что ранее не было зафиксировано в законодательстве, – отметил эксперт основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов.

В новом законопроекте содержится формулировка, определяющая разграничение ответственности туроператора и третьих лиц, предоставляющих отдельные услуги, такие как перевозчики и гостиницы. Однако, по мнению Георгия Мохова, это нововведение не должно существенно повлиять на существующую практику, поскольку в любом случае основная ответственность лежит на туроператоре: «Организатор путешествий, в силу своей деятельности, отвечает за тех, кого привлекает для оказания отдельных услуг». Илья Уманский, президент РСТ, считает, что этот пункт требует дальнейшей проработки. «Если не будет уточнено, кто именно из участников рынка – перевозчики и другие – задействован, то, вероятно, судебная практика не претерпит изменений».

В соответствии с действующим законодательством, турагент отвечает за несоблюдение прав туристов на этапе заключения договора о предоставлении туристического продукта, в первую очередь, за предоставление правдивой информации о нем. Как подчеркнула Мария Чапиковская, новые изменения уточняют перечень обязанностей: «В него включены такие пункты, как информирование клиентов, передача денежных средств туроператору, согласование условий турпродукта с туроператором и уведомление туроператора о заключении договора».