В связи с отменой Китаем визового режима для граждан России, значительно возросла популярность поездок в эту страну. В настоящее время туроператорам требуется больше сотрудников, занимающихся организацией путешествий по данному направлению.
Мы выяснили у представителей туристической отрасли, какие методы они используют для решения вопросов, связанных с персоналом, и откуда привлекают сотрудников. Оказалось, что квалифицированных специалистов на рынке немного, и их стоимость высока. «В настоящее время мы делаем ставку на опытных сотрудников, которые работают с нами продолжительное время, а новых приходится обучать», – отметил председатель совета директоров туроператора China Travel Сергей Назаров. По мнению специалиста, даже люди с многолетним опытом работы в сфере туризма вряд ли обладают глубокими знаниями о Китае. Площадь страны составляет 67% от территории России, и каждая провинция представляет собой уникальную культуру со своими особенностями.
Денис Полушин, руководитель китайского направления туроператора PAC Group, отмечает дефицит подготовленных специалистов на рынке. Профильный отдел был организован в компании три года назад, начиная с самого начала. Обычно в штат приглашают сотрудников, ранее работавших с другими направлениями. «Больше важны не столько опыт, сколько стремление и готовность к освоению новых знаний», – подчеркивает представитель PAC. Новых сотрудников в течение нескольких месяцев подвергают интенсивному обучению. Каждый должен не менее четырех раз посетить различные регионы Китая. Затем они сдают экзамен, после которого уже могут приступить к работе. «Привлечение специалистов, которые ранее, несколько лет назад, работали с Китаем в других туроператорах, – не всегда оптимальный подход. Рынок динамично развивается, и накопленный опыт часто теряет свою актуальность», – заключает Денис Полушин.
По словам представителей туроператоров, значительные трудности возникают при поиске или подготовке сотрудников, которые будут взаимодействовать с принимающими партнерами. Дело в том, что менталитет, деловая среда и традиции в Китае существенно отличаются от европейских. Необходимо глубоко понимать особенности сотрудничества, поскольку «китайские партнеры – весьма сложные переговорщики, и добиться от них выгодных условий – непростая задача». Для принимающих партнеров важнее не бренд компании, а возможность установить личные контакты с ее представителями. Завоевание доверия может потребовать нескольких лет.