В ходе экспертной сессии было выявлено одно из ключевых направлений развития , – в связи с уменьшением размера агентской комиссии, поставщики советуют партнерам наращивать продажи сопутствующих услуг для повышения своей прибыли.

Однако у турагентств возникают сложности с бронированием дополнительных сервисов. Возможность заказа «допов» во многом определяется тем, насколько привлекательные тарифы предложил туроператор. Например, индивидуальный трансфер в Турции у туркомпаний, как правило, значительно дороже, стоимость поездки на «Киви такси» или Яндекс Go зачастую оказывается ниже. По мнению директора турагентства “Ингостур Центр” Александра Казина, значительная разница в цене может негативно сказаться на доверии туристов. Он отмечает, что агентство будет объяснять клиентам причины расхождения, если оно достигает 20–30%, но не 100».

Неудобная или неполная информация о дополнительных услугах на сайте туроператора может препятствовать оформлению заказа. Часто возникают сложности с поиском необходимой информации или её неполнота, что снижает желание к бронированию. «Недостаток детальной информации о планируемой экскурсии способен вызвать разочарование у туристов», – говорит Андрей Циленко, руководитель «МираТур».

Предоставив услугу, агентство может понести репутационные потери. Александр Казин приводит пример: «Заказ такси в аэропорт. Доход турагента невелик, но если возникнут проблемы, например, неявка машины, это может сорвать весь тур. И тогда ответственность, по мнению клиента, ляжет на турагента, хотя он и не является непосредственным исполнителем. В результате, агентство может потерять клиента». Аналогичная ситуация возникает при заказе экскурсий.

Иногда затраты времени на бронирование дополнительных услуг не соответствуют размеру полученной комиссии. Андрей Циленко задается вопросом: «Средняя стоимость экскурсии в Турции составляет 60 долларов. Если мы продаем их семье из трех человек, наша комиссия составит всего полторы тысячи рублей. Имеет ли смысл заниматься этим ради столь незначительной прибыли.

Транспортные компании стремятся предлагать выгодные тарифы. Так, стоимость поездки в Турции по маршруту из аэропорта Анталья до Бельдиби начинается от 50 евро, как отметил директор по продажам OneTouch & Travel Иван Бубляев.

«Стоимость наших трансферов и экскурсий сопоставима с ценами на местном рынке. В случае обнаружения расхождений, просим агентов предоставлять конкретные примеры, – отметил генеральный директор TEZ TOUR Воскан Арзуманов. Компания готова к решению подобных вопросов».

Для упрощения бронирования дополнительных услуг партнерам, туроператоры предоставляют исчерпывающую информацию в разделах на своем сайте. В PAC Group отмечают, что при формировании туров учитываются все возможные параметры, и к турпакету можно добавить любые дополнительные сервисы. Круизные туристы особенно заинтересованы в экскурсиях, поскольку им комфортнее заранее планировать свою программу.

Турагентства отметили, что стоимость дополнительных услуг, в частности экскурсий, значительно варьируется – от бюджетных вариантов стоимостью 40 долларов до предложений, превышающих 8 тысяч долларов, что влияет на размер комиссии. По словам Ивана Бубляева, продажа дополнительных сервисов требует времени и должна оцениваться соответствующим образом. При этом, начиная с 2022 года, наблюдается тенденция к тому, что туристы сами просят турагентов бронировать все экскурсии заранее и имеют конкретные предпочтения. Любовь Воронина, управляющий директор Let’s Fly, подчеркнула, что предлагая экскурсии из России, турагент избавляет клиента от организационных забот и обеспечивает его безопасность.

выявили тенденции развития турбизнеса на ближайшие годы, обсудили последствия изменения базового для туротрасли понятия «турпродукт», а также возможность сделать топливные сборы «комиссионными».