Несмотря на то, что израильско-иранский конфликт закончился два месяца назад, туроператоры продолжают получать жалобы от клиентов. Fun&Sun получила более 30 претензий от туристов, которых авиакомпания flydubai 17 июня доставила из Дубая в Москву вместо запланированного Санкт-Петербурга. Пассажирам пришлось самостоятельно оплачивать дорогу до дома и они подали заявление о требовании компенсации, пишут «Известия».
Положение дел приближается к рассмотрению дела в суде. Юристы отмечают, что исход не ясен. Хотя отмена рейсов во внутренние города России была осуществлена арабской авиакомпанией, туроператор всё равно несет ответственность за исполнение своих обещаний перед клиентами. Вместе с тем, суд может учесть наличие обстоятельств непреодолимой силы, в частности, военные действия и их результаты, такие как закрытие воздушного пространства и последующая отмена рейсов.
Несмотря на это, нельзя исключать, что подобные обстоятельства могут повториться в будущем и приобретут более масштабный характер. Компании, предоставляющие услуги, сталкиваются со значительными затратами, обусловленными продлением пребывания клиентов, организацией их возвращения на родину, отменой оплаченных туров и нуждаются в содействии.
К одной из таких форм относится применение средств, аккумулированных туроператорами в рамках фондов персональной ответственности. В настоящее время эти накопления могут быть использованы исключительно при признании туроператора банкротом или прекращении его деятельности. В связи с этим, создание Фонда Помощи Потребителям для компенсации стоимости авиабилетов невозможно.
По словам Георгия Мохова, основателя юридического агентства «Персона Грата», правительство имеет возможность скорректировать правила применения Фонда Помощи Потребителям, приняв соответствующий нормативный акт. Ранее, в частности во время пандемии коронавируса, Фонд уже использовался для компенсации расходов туристов, даже если деятельность туроператора не была приостановлена. Однако тогда обстоятельства были более серьезными».
«Георгий Мохов отмечает, что туроператоры не раз предлагали Минэкономразвития внести коррективы в законодательство, которые бы разрешили использовать средства фондов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и выплаты компенсаций туристам, однако даже проект таких изменений пока не разработан. По словам Мохова, фактически, Фонд Помощи Туристам крупных системообразующих туроператоров представляет собой механизм, который блокирует сотни миллионов рублей, делая их недоступными для использования действующими туроператорами».
восстановили лишь с 1 июля. Часть «заблокированных» в Эмиратах туристов из Санкт-Петербурга flydubai доставила в Москву.