В европейских аэропортах собираются увеличить нормы провоза жидкости в ручной клади – с одного литра до двух. Причем разливать ее по емкостям в 100 мл больше не понадобится. Редакция узнала у авиаэкспертов, насколько реальна отмена ограничений в России.
Итальянские власти отменили ограничения в связи с внедрением сканеров нового поколения, демонстрирующих повышенную эффективность в обнаружении взрывчатых веществ. Крупные аэропорты Рима, Милана, Турина и Катании уже оснащены современным оборудованием. В дальнейшем планируется установка интроскопов нового типа в Германии, Нидерландах, Швеции и других европейских странах.
По мнению авиационных экспертов, смягчение правил провоза багажа в России неизбежно, однако это произойдет не в ближайшее время. Как пояснил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, возможность провоза жидкостей в больших объемах станет доступна лишь после установки современного досмотрового оборудования.
В России уже началось создание новых интроскопов. «Однако сроки начала массового производства пока не определены», – заявил Олег Пантелеев. Из-за действующих санкций Россия не получит оборудование для досмотра, производимое в странах ЕС и США. При этом закупки данной техники в РФ не планируются, так как она не получила одобрения со стороны соответствующих ведомств.
В случае принятия решения о переоборудовании аэропорты будут обязаны приобретать новые интроскопы и обучать персонал. Для небольших аэропортов реализация данного проекта может быть нерентабельной.
Существует также точка зрения, согласно которой действующие террористические угрозы не позволят смягчить требования безопасности. По словам главного редактора портала avia.ru Романа Гусарова, вне зависимости от используемого оборудования, невозможно гарантировать его безотказность: техника может выйти из строя, а злоумышленники могут найти способы обхода сканеров. Он добавляет, что даже если по непредвиденным обстоятельствам в жидкостях окажется взрывчатое вещество, текущие ограничения (объем не более 100 мл на емкость) позволят избежать попадания значительного количества взрывчатки на борт самолета».
Пассажиров чаще всего интересует вопрос о допустимом количестве жидкостей в ручной клади, особенно когда речь идет о возможности провоза воды и других напитков. Эксперты подчеркивают, что большинство авиакомпаний, включая бюджетные, предоставляют воду на борту самолета бесплатно. Сложности обычно возникают в зоне предполетного контроля, особенно при продолжительной задержке рейса. Существуют различные способы решения этой проблемы. Роман Гусаров предлагает, например, установку бесплатных питьевых фонтанчиков или регулирование стоимости воды в магазинах аэропорта.