Создание Star Alliance в мае 1997 года совпало с началом развития интернета, существовала лишь небольшая компания Ryanair, тогда ещё работавшая на региональных маршрутах, а авиакомпании Gulf Airlines ещё не имели места в реестрах и справочниках.

За двадцать пять лет многое изменилось. Но первые пять участников по-прежнему продолжают… Star AllianceБольшинство присоединившихся позднее компаний столкнулись с аналогичным положением. В исключение были Ansett Australia и бразильская Varig — первую приобрели, а вторая обанкротилась.

Объединившись в глобальный альянс, Lufthansa, United Airlines, Air Canada, Thai Airways и SAS заложили основы конкуренции и разделения мира: все крупные авиакомпании теперь вынуждены были выбрать свою принадлежность.

Второй альянс образовался в 1999 году на базе уже существующего партнерства British Airways и American Airlines. В него вошли Cathay Pacific, Qantas и Canadian Airlines International, ныне известная как Air Canada. Oneworld.

В 2000 году авиакомпании Air France, Delta Air Lines, Aeroméxico и Korean Air последовали примеру. SkyTeam.

В 1980-х и начале 1990-х годов авиакомпании из Европы и США рассматривали стратегическое партнерство как средство расширения масштабов деятельности и обхода ограничений международного роста, установленных различными странами. В это время мировая экономика всё более интегрировалась.

В 1980-х годах ведущие авиакомпании нескольких европейских государств учредили Европейский альянс качества, в состав которого вошли Swissair, Austrian Airlines, SAS и Finnair.

В 1993-м появился еще более масштабный проект. AlcazarВ этот раз Swissair, Austrian Airlines, KLM и SAS не смогли создать общеевропейскую авиагруппу под названием Symphony. 1990-е годы были отмечены множеством экспериментов, включая покупку компаниями акций друг друга.

В качестве неудачного примера таких «игр» можно привести Swissair. В 1990-х годах и до финансового краха компания имела трехстороннее партнерство с Delta и Singapore Airlines, а также пыталась создать свой собственный альянс под названием Qualiflyer вместе с Austrian Airlines и другими перевозчиками, в которые была инвестирована, например, бельгийская Sabena.

Союз Star Alliance из пяти компаний превратился в объединение из 26 членов. SkyTeam, второй по величине альянс мира, насчитывает 18 компаний, а Oneworld — 14. В скором времени эти показатели могут увеличиться, так как ряд авиакомпаний ведет переговоры о присоединении к ним.

Члены альянсов предлагают рейсы в тысячи пунктов назначения по всему миру. Также доступны возможности зарабатывать и тратить премиальные мили для часто летающих пассажиров, пользоваться другими льготами — бизнес-залами через общую сеть, которую невозможно воспроизвести самостоятельно.

Изначально главная задача альянсов состояла в увеличении клиентской базы, повышении её лояльности и улучшении сервиса. Последние годы приносят всё большее внимание цифровизации и технологиям.

SkyTeam инвестирует в общую технологическую платформу для упрощения обмена данными между участниками альянса. Цель — автоматизировать бесперебойную работу при участии нескольких авиакомпаний, включая бронирование, регистрацию, доступ в залы ожидания и другие аспекты путешествия клиента.

Три крупных альянса инвестировали в продвижение своих торговых марок и разработали собственные продукты, например, кредитные карты с логотипом альянса.

В сфере гражданской авиации действуют значительные независимые участники, обладающие влиянием на доли рынка альянсов. В их числе — большинство лоукостеров и несколько крупных авиаперевозчиков с широким спектром услуг, например Emiratesкоторые осознанно выбрали независимость.

Альянсы оказали достаточно гибкие возможности своим участникам для самостоятельного заключения сделок с авиакомпаниями, не входящими в альянс, и даже с членами альянсов-конкурентов.

Такое может случиться, когда перевозчикам нужно обслуживать какой-либо рынок, но подходящие варианты отсутствуют в их собственном союзе.

В 2021 году общая рыночная доля трёх главных объединений снизилась до менее 50 процентов против более 55 процентов в 2018 году, как установили эксперты.

Несмотря на это, авиакомпании по-прежнему стремятся вступить в альянсы, что говорит об их сохранившейся привлекательности. За последние годы Oneworld заключила соглашения с Royal Air Maroc и Alaska Airlines, а также готова принять Oman Air.

Qatar Airways долгое время не присоединялась к никакому авиационному альянсу, но сейчас её генеральный директор Акбар Аль Бейкер возглавляет Oneworld.

В настоящее время в мировом альянсе пассажирских перевозчиков нет российских авиакомпаний.