Совершенствование авиационной техники и увеличение протяженности рейсов подталкивают авиакомпании к использованию искусственного интеллекта для оптимизации полетов, особенно на дальних расстояниях. Основная задача – минимизация задержек и отмен, возникающих по различным причинам.
Авиакомпании Air New Zealand и Qantas внедряют инновационное программное обеспечение, основанное на искусственном интеллекте, для оптимизации маршрутов и снижения затрат на топливо. Это позволяет избежать промежуточных посадок для дозаправки. Благодаря этой технологии Air New Zealand осуществила 17,5-часовой перелет из Окленда в Нью-Йорк, а Qantas планирует запустить самые протяженные рейсы в мире между Сиднеем, Нью-Йорком и Лондоном в рамках проекта Sunrise. Программное обеспечение обладает функцией самообучения, постоянно улучшая свою работу, а также предупреждает пилотов о неблагоприятных погодных условиях, помогает использовать попутные ветра и выполняет другие полезные функции.
Специалисты отмечают, что тщательное планирование полетов критически важно для таких протяженных маршрутов. Эффективность системы планирования полета возрастает пропорционально его длине, особенно при эксплуатации самолета на пределе его возможностей. С одной стороны, требуется минимизировать расход топлива и, соответственно, массу воздушного судна, с другой – необходимо обеспечить достаточный запас для завершения перелета без дозаправки. В этом заключается задача системы, которая оперативно рассчитывает оптимальные варианты маршрута и способна вносить коррективы в процессе выполнения полета.
Искусственный интеллект находят применение и на маршрутах меньшей протяженности. Так, авиакомпании Swiss International Air Lines из Швейцарии и Lufthansa из Германии используют решения Google Cloud. Технология искусственного интеллекта позволила Swiss оптимизировать более половины рейсов, выполняемых в ее сети. Lufthansa применяет инновационные методы для повышения точности прогнозирования ветра и других погодных явлений, что позволяет сократить число задержек и отмен рейсов.
Крупнейшие авиакомпании, такие как Delta Air Lines, JetBlue и American Airlines из США, также направляют средства на развитие искусственного интеллекта.