Владельцы отелей всё чаще сомневаются в пользе применения искусственного интеллекта в гостиничном бизнесе.
Руководитель управляющей компании группы отелей «Русские сезоны» Владимир Масютин высказал сомнения в возможности полного автоматизации гостиничного бизнеса. По его мнению, живое общение важно для большинства людей, а роботы и ИИ не смогут заменить работу сотрудников ресепшен, официантов и горничных.
В номерах гостиниц технология «умный дом» пока несовершенна и часто создаёт проблемы. Автоматическое открывание и закрывание штор, регулировка освещения привлекательны, но механизмы, обеспечивающие работу устройств, работают недолго – всего несколько месяцев. В случае сбоя интернета или электричества гость может повредить штору, задернув её вручную.
Бесконтактное заселение пользуется популярностью в частном секторе аренды квартир и апартаментов посуточно. Гостиницам такой вариант недоступен из-за закона: для регистрации постояльца необходимо предоставить данные миграционной службе, что возможно только с проверкой паспорта сотрудником ресепшен.
Александр Лесник, глава Hotel Consulting & Development Group, разместил в соцсети пост о роли ИИ в индустрии гостеприимства. В посту он согласен с мнением Александра Галочкина, руководителя TravelLine, который на бизнес-конференции Overbooking-2024 сказал: «На мой взгляд, ИИ не сможет заменить в гостинице юриста или revenue-менеджера, но в условиях серьезного кадрового дефицита способен взять на себя огромный функционал, связанный с механической обработкой информации. Таким образом освободить сотрудников отеля для более творческих задач – например, персонального обслуживания клиентов, обеспечения большего к ним внимания. Все-таки живое общение остается одним из важнейших условий успешности современного отеля».
Специалисты указывают, что искусственному интеллекту до сих пор бывает сложно качественно обработать аналитику, необходимую гостиницам. Системы, основанные на ИИ, умеют эффективно собирать исходные данные в интернете, но не могут импортировать информацию, размещаемую, например, различными ведомствами в виде Excel-таблиц или PDF-файлов на их сайтах. В результате получаемые результаты основываются лишь на ограниченном количестве источников, что негативно сказывается на их достоверности.
Несмотря на сомнения некоторых отельеров, новые технологии внедряются очень быстро. Если раньше беспилотные такси были мечтой из фильмов, то сейчас уже реальность. В аэропортах появились «смарт-гейты», широко используется распознавание лиц и т. д. На рынке HoReCa есть автоматизированные кофейни с автоматами, выдающими напитки и еду при минимальном количестве персонала. Подобная схема общепита может уже сейчас быть успешной в бюджетных объектах размещения – хостелах, недорогих гостиницах, где основой бизнес-модели является доступная цена.