Фото: Сергей Борисов

Перед запуском «Электронной путевки» для заграничных поездок туркомпания Библио-Глобус сообщила агентам о новых правилах работы. С первого декабря действует договор, пункты которого вызвали активные обсуждения как у представителей розничной торговли, так и у туроператоров.

Перечислим главные изменения.

С первого декабря турагенты смогут устанавливать цены только в соответствии со ставками туроператоров при заключении договоров с путешественниками.

Считается, что договор с клиентом заключен в день полного прихода оплаты от расчётного счёта турагента туроператору.

Вознаграждение агентов колеблется от 5 до 7% и зависит от объема продаж. Турагентство больше не удерживает его самостоятельно, а туроператор выплачивает в течение пяти рабочих дней после согласования отчета.

Оплата наличными, картой или через терминал исключает начисление вознаграждения агенту.

Появилось предположение, что Библио-Глобус стремится к системе, при которой деньги за туры пойдут мимо турагентов сразу на его счет. Источник в самом Библио-Глобусе опроверг это: «Мы просто выполняем требования закона об “Электронной путевке” (ЭП)».

Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов считает, что туроператор устанавливает такой режим бронирования и платежей, чтобы максимально защитить себя от неполных или некорректных расчетов по договору, недостоверной информации и расхождений в цене договора и электронному документу. Удобство таких условий для агентов покажет время.

поставил Высказываются сомнения в юридической обоснованности некоторых пунктов нового договора Библио-Глобуса, но предполагается, что подобные действия могут последовать примеру других туроператоров. По словам эксперта, БГ тестирует рынок, сохраняя за собой право отказаться от внесенных изменений: «Неслучайно об изменениях объявили 14 ноября, а вступают они почему-то не 15 ноября, а 1 декабря. Есть время проанализировать реакцию рынка».

В других туроператорских компаниях корреспонденту говорили о наблюдении за реакцией розничного рынка на инициативу Библио-Глобуса, но пока не планируют резких действий, особенно перед новогодними продажами.
Также подтвердили, что крупные туроператоры неоднократно обсуждали изменения, вызванные «Электронной путевкой», но сошлись на сосредоточении на тестировании информационной системы и постепенной технической адаптации агентов. Путь Библио-Глобуса в одной из туроператорских компаний назвали «слишком радикальным». Собеседник перечислил причины, почему его компания не спешит последовать примеру первопроходца.

Возврат комиссии по отчету турагента усилит нагрузку на бухгалтерию туроператора.

Если туроператор продемонстрирует чрезмерно высокие объемы продаж в системе «Электронная путёвка», его необходимо будет увеличить размер фонда персональной ответственности в системе «Турпомощь».

Безналичные расчеты через счет причинят турфирмам дополнительные расходы и уменьшат прибыль агентств.

По этой же причине другие туроператоры откладывают момент подписания нового договора с турагентами, основанного на требованиях «Электронной путевки». Некоторые полагают, что даже после запуска информационной системы рынок долгое время сможет функционировать и без передачи данных в ЭП.