
Согласно последнему мониторинговому опросуПо данным ВЦИОМ, траты российских туристов на отдых в текущем году выросли на 1,6 раза по сравнению с прошлым годом. Средняя стоимость отпуска составила 63 158 рублей, против 38 605 рублей годом ранее. Изменились и приоритеты отдыхающих. В этом году большее внимание уделяется «красивой природе и чистому воздуху» (27% опрошенных), а также качеству обслуживания и демократичным ценам (14%). Данные показатели выросли на 8 и 7 процентных пунктов соответственно по сравнению с прошлым годом. В то же время, за «позитивные эмоции и впечатления» высказались лишь 8% респондентов, что на 1 процентный пункт меньше, чем в прошлом году. Самым неприятным фактором, повлиявшим на удачное течение отпуска, стали высокие расходы (22%).
Самым интересным показателем стал рост средней стоимости отдыха. Динамика трат туристов вызывает вопросы, учитывая что инфляция у нас никак не 60% (причем по любым данным). «Здесь нет ничего необычного», – считает директор по развитию сети OnlineTur.ru Игорь Блинов. За год появилось большое количество новых туристических маршрутов, локаций, объектов проживания и т. д. Если ещё пару лет назад туристы тратились в основном на транспорт по изъезженным маршрутам между, условно, 10 городами, то в последнее время покупаются наземные услуги, сформировано большое количество продукта с высокой добавленной стоимостью, отрасль растет, спрос не только на билеты и отели. Все это вместе и толкает средний чек вверх вместе с инфляцией.
По мнению генерального директора сети туристических агентств «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, 60% – это не предел, где-то цены взлетели еще выше. Глава компании отмечает резкий рост стоимости туров по всей России. Единственным регионом с понижением цен является Крым. В Санкт-Петербурге цены по сравнению с прошлым летом выросли минимум в два раза. Среди причин эксперт называет резкий рост цен на всё: бытовую химию, продукты питания, сантехнику, мебель, увеличение стоимости капремонта отелей и т. д.: «Ремонт финского лифта, например, сейчас в три раза дороже, чем раньше, запчастей нет. А в отелях Питера почти везде финские лифты». Среди других причин роста цен – относительно ограниченное предложение при высоком спросе, который сформировался из-за закрытия части международных направлений, прежде всего Европы.