Многие полагают, что после ухода Booking.com из России в марте 2022 года россияне прекратили пользоваться его сервисами, и долю рынка заняли российские аналоги. Это утверждение неверно. провела опрос
Сколько «Букинг» зарабатывает на россиянах
В 2022 году компания удалила с сайта все российские отели, но личные кабинеты пользователей оставили доступными. По результатам обсуждения, многие до сих пор пользуются «Букингом» и считают его самой надежной и удобной площадкой для бронирования за границей. Пользователи отмечают: «Во-первых, очень много вариантов, в том числе и без предоплаты, во-вторых, там более-менее адекватные отзывы, по которым можно получить представление об объекте, в-третьих, часто бывает дешевле, чем непосредственно в гостинице. Наконец, можно вернуть деньги, если оплатил заранее и что-то не срослось».
Другой плюс: возможно отменить или изменить бронь до определённой даты без штрафов и санкций. Это считается одним из главных преимуществ «Букинга», кроме того, у него есть круглосуточная поддержка. Некоторые считают, что, пользуясь услугами компании с офисом в Нидерландах (Booking входит в структуру американского холдинга Priceline), обращаются к отелям напрямую. Это не так: Booking – информационная площадка и посредник, зарабатывающий на бронированиях.
Цена номера для клиента включает комиссию агрегатора, которая обычно составляет 15%, но иногда может быть равна трети от итоговой суммы. До 2022 года «Букинг» занимал 70% рынка индивидуальных бронирований отелей в России и навязывал владельцам размещения свои условия: для рекомендации требовалось 20–25%, а приоритетная выдача объекта в поиске сервиса – комиссия от 30 до 35%.
За навязывание ценовой политики ФАС оштрафовала По словам независимого эксперта, члена Общественного совета ФАС России Алексея Кожевникова, в Европе антимонопольные службы запретили «Букингу» использовать паритет цен, когда лучшее предложение только у него, а не на сайте гостиницы.
Контролирующие органы не могут повлиять на размер комиссии «Букинга». В Европе и популярных странах Юго-Восточной Азии она достигает 30%, и в конечном итоге клиент оплачивает все. Из-за этого многие туристы, выбравший вариант на платформе, обращаются в отель напрямую и договариваются о скидке. Иногда отели сами связываются с клиентом, предлагая отменить бронь на «Букинге» и заказать номер у них – дешевле.
Важно помнить, что Booking.com — платформа объявлений, где отели сами добавляют фото, описания и информацию, которая не всегда соответствует действительности. Booking выступает крупным агрегатором предложений, но лишь посредником. В случае проблем с бронированием добиться защиты как потребителя будет сложно или невозможно, особенно сейчас, когда компания ушла из России.
Российской картой – на российском сайте
Российские сервисы бронирования гостиниц берут комиссию с отелей — от 15%. От Booking их отличает возможность оплаты российскими картами. Некоторые предлагают бесплатное изменение заказа, кэшбэки, бонусы или скидки постоянным клиентам. Пользователи отмечают высокие цены и технологическую отсталость.
Пользователи отмечают меньшую гибкость системы фильтров на отечественных платформах. Критика также касается более ограниченного выбора иностранных вариантов размещения. За последние три года российские площадки бронирования значительно продвинулись вперед.
Прямые бронирования – есть ли смысл?
Бронирование на сайте отеля может быть выгодным для тех, кто часто останавливается в одних и тех же местах и пользуется программой лояльности. Скидки и бонусы доступны и новичкам. Также при обращении в гостиницу можно высказать пожелания по размещению – вид из окна, этаж, наличие балкона – и запросить конкретный номер.
Обращение к зарубежному сайту затруднено из-за необходимости владения иностранным языком на базовом уровне и наличия карты иностранного банка для бронирования чего-либо за рубежом.
Что предлагают туроператоры
В обсуждении под результатами опроса многие туристы ошибочно думают, что у туроператора или турагента можно приобрести только полный пакет услуг с авиабилетами, но это неправда – заказывать отдельно отели часто бывает весьма выгодно.
Связано это с тем, что туроператоры сотрудничают с отелями по специальным B2B тарифам, которые ниже предложений для туристов. Особенно это касается самых популярных направлений. «Бронировать отели в Турции однозначно выгоднее через туроператора, потому что весь рынок там заточен под B2B. Самостоятельно там резервировать гостиницу очень дорого. По такой же схеме работают ОАЭ и ряд других стран», – сказала руководитель международных проектов «Слетать.ру» Любовь Воронина.
Некоторые отели предлагают размещение исключительно через туроператоров, так как те полностью выкупают все места. Желающие чего-то экзотического и нестандартного могут найти выгодные предложения у туроператоров, но важно знать, где и у кого их запрашивать. Помощь в этом может оказать турагент – специалист знает, к каким нишевым туроператорам обращаться, а также, возможно, сотрудничает с местной принимающей компанией (DMC). При этом у них указываются конечные цены, а на таких платформах как «Букинг» могут быть доплаты, налоги, которые не всегда обозначены конкретной суммой, иногда просто пишется «могут взиматься сборы». Это часто остается незамеченным, пока не поступит счет.
К преимуществам относится то, что туроператоры и агентства работают в России, поэтому при проблемах проще их решить. Из минусов – ограниченный выбор отелей на некоторых направлениях, обязательная предоплата, отмена с фактически понесенными расходами (некоторые позволяют бесплатный отказ в определенный срок) и не всегда качественная поддержка.
«Нужно исследовать все варианты, сравнить цены и забронировать самое выгодное предложение – советует Андрей Федоров. Турист может узнать стоимость интересующего объекта через агента, поскольку сам не знаком с туроператорами и DMC; многие компании сотрудничают только с агентствами. Если цена устраивает, турист покупает тур, в противном случае бронирует его в другом месте. Я, как турагент, бронирую у туроператора, DMC, напрямую в отеле – в зависимости от предложения и цены. “Букинг” использую как поисковик и иногда для личных нужд».
не вернул оплату российскими картами.