Оснований для снижения цен нет, а для роста – наоборот, – заявил председатель совета директоров холдинга «Випсервис» Дмитрий Горин. Снижение цен возможно при охлаждении спроса, но этого не происходит. Субсидий и плоских тарифов для потребителей недостаточно, чтобы тарифы снизились. В такой ситуации авиакомпании не могут летать себе в убыток, как в 2022 и 2023 годах. Авиакомпаниям нужно создавать финансовый задел, а затраты только увеличиваются.
Хотя дорогой керосин влияет на стоимость тарифов (доля топлива составляет 30–40% оперативных расходов авиакомпаний), полная корреляция между ценой билетов и стоимостью топлива отсутствует. В августе цена авиатоплива достигала 90 тыс. руб. за тонну (притом что два года назад составляла 45 тыс. руб.), но взрывного роста цен на билеты не было.
Это было невозможно из-за долгосрочных контрактов на топливо, действующих у авиакомпаний, а также работающего сдерживающего механизма.
Дмитрий Горин приводит причины роста расходов на авиаперелеты: существенно увеличились затраты на самолеты и их комплектующие, цена некоторых деталей возросла в несколько раз. Добавляет к этому инфляцию, рост фонда оплаты труда и другие сопутствующие расходы. Необходимо также учитывать валютный фактор.
Коммерческий директор ICS Group Дмитрий Филатовский обращает внимание: рост цен на 18% сравним с перелетом в экономклассе по России. В отдельных периодах и направлениях этого года наблюдалось снижение цен. По словам Дмитрия Филатовского, в международных перевозках, например, в Эмираты, билеты по сравнению с прошлым годом даже подешевели. В спокойный сезон этого года можно было купить билеты за 35–45 тыс. руб., а в прошлом – за 55–60 тыс. руб. Конкуренция среди перевозчиков высокая, все следят друг за другом.
Эксперты полагают, что рост цен сохранится в ближайшие месяцы, тарифы будут подниматься на величину инфляции. Дмитрий Филатовский считает, что процесс будет постепенным, без резких изменений, и все в конечном итоге будет регулироваться рынком.
написал Федеральная антимонопольная служба не обнаружила незаконного повышения цен на билеты эконом-класса внутри России. Руководитель службы Максим Шаскольский сообщил о претензиях только к авиакомпании S7, в отношении которой возбуждено дело по антимонопольному направлению.