
В социальных сетях развернулась острая дискуссия среди юристов, сотрудничающих с туристическими агентствами. Поводом послужили новые требования к договорам с турагентами, введенные несколькими крупными туроператорами после запуска «Электронной путевки» для заграничных путешествий.
Поставщики сообщили розничным партнёрам о формировании турпродукта только после получения полной оплаты. Юристы видят в этом правовую коллизию: турагент без информации о составе, цене тура не может заключить договор с туристом из-за несговоренных существенных условий. При этом неясно на каком основании агент обязан взять деньги у туриста и отправить их туроператору.
Руководитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов считает необходимым искать выход. Например, закон не запрещает турагенту заключить с туристом договор на подбор и бронирование тура, оформить предварительную заявку, чтобы появилось основание для получения денег. После того как оплату переведут туроператору и он подтвердит бронирование, то есть формально сформирует турпродукт, можно уже подписать договор о реализации со всеми существенными условиями.
После оплаты агентского вознаграждения турагент сможет рассчитать налогооблагаемую базу. Схема учета разрабатывается совместно с аудиторами. Модель договорных отношений, пусть и с уточнениями, необходима для продолжения работы участников рынка с крупными туроператорами, у каждого из которых свой подход, и готовых решений не предлагают.
После публикации «Персона Грата» своих мыслей один из юристов-авторов петицииТурагентское сообщество обратилось к туроператорам, госорганам и туристам, а некоторые представители туррозницы обвинили компанию в односторонней игре на поле туроператоров. Предполагается, что это попытка «оправдать» изменения, внесенные крупными поставщиками условий сотрудничества, которые не устраивают турагентов. При этом никаких конструктивных альтернатив критики со своей стороны не предлагают.
Высокие страсти понятны. Турагенты боятся нарушить права потребителей и не желают отклоняться от традиционных схем работы с туроператорами. Поставщики тоже могут быть уверены в своих позициях: на них ложится ответственность за точные данные в «Электронную путевку», включая паспортные сведения и цену, по которой тур продан туристу. Поэтому туроператоры стремятся максимально обезопасить себя от ошибок и санкций со стороны контролирующих органов.
«Электронная путевка» послужила толчком для туроператоров изменить условия договоров с турагентами.
Со временем условия договоров могли бы несколько смягчиться или строиться индивидуально с наиболее надежными розничными партнерами. Возможно, внесут коррективы и в правила передачи данных в ИС «Электронная путевка». просятМинистерство экономики позволит туроператорам не включать в «Электронную путевку» информацию из общегражданских паспортов.
Рынок найдет компромиссное решение сотрудничества, устраивающее как туроператоров, так и турагентов. Без этого всем придется адаптироваться к новым условиям партнерства, поскольку прекращение работы с крупными туроператорами повлечет за собой значительное сокращение ассортимента туров. С другой стороны, туроператоры не смогут обойтись без агентской розницы.
Если схема Мохова получит распространение, покупателям зарубежных туров придется оформить два договора вместо одного. Также придется сразу оплатить всю стоимость поездки туроператорам, которые выдвинут такое требование. Возможно, крупные сети туристических агентств, имеющие депозиты в компаниях-туроператорах, пойдут навстречу постоянным клиентам, засчитав из этих средств часть суммы за тур и позволив доплачивать её ближе к началу поездки.