Широкофюзеляжные лайнеры используют несколько стандартных вариантов компоновки салона эконом-класса: 2-3-2, 2-4-2, 3-3-3 и 3-4-3. Ранее самолеты с двумя проходами могли иметь эконом-класс в конфигурации 2-5-2. В чем заключалась ее прелесть и почему она исчезла?

В конфигурации 2-5-2 была своя логика.

Поездки вдвоём стали популярнее благодаря наличию парных мест в эконом-классе.

С другой стороны, пять мест в ряду удобны для семей, желающих размещаться вместе, без необходимости пересекать проход, что свойственно другим вариантам салона.

Среднее кресло в пятиместном ряду создает проблему для пассажира: ему необходимо перепрыгнуть через двух соседей при выходе из ряда. Это не проблема для семей путешествующих вместе, но для одинокого пассажира может быть неудобным просить половину ряда подняться, чтобы выйти, например, в туалет. Такая же ситуация наблюдается у сиденья около окна в конфигурации 3-3-3, но без преимущества просмотра за бортом.

Формат компоновки 2-5-2 также имеет свои преимущества. В отличие от схемы 3-3-3, где два пассажира сидят возле окон, в формате 2-5-2 только один человек располагается в двух местах от прохода.

Какие модели самолетов были оборудованы подобной компоновкой?

Такая компоновка салона имелась на некоторых старых широкофюзеляжных самолетах, например McDonnell Douglas DC-10 и Lockheed TriStar.
Встречалась она также у некоторых авиакомпаний на Boeing 777. В ней недостаточно места для стандартной компоновки 3-4-3, как у Boeing 747, но остается «лишнее» при варианте 2-3-2, как у 767. Поэтому на своих 777–200 авиакомпании могли использовать схему 2-5-2.

В их числе были American Airlines, Malaysia Airlines, Thai Airways и United. В основном эти самолеты сейчас не эксплуатируются.

При такой конфигурации среднее место в ряду чаще всего остается свободным. Загрузка составляет 89 процентов. На большинстве рейсов эти места можно не продавать, кроме случаев, когда семья желает сидеть вместе. В итоге получается компоновка 2-2-2-2, а не 2-5-2. Пустое место рядом нравится часто летающим пассажирам.

С размещением пассажиров по схеме 3-3-3 в случае свободно расположенных средних мест удалось занять самолёт только на две трети, или на 67 процентов.

Boeing 777 нового поколения предлагает компоновку 3-4-3 повышенной вместимости, а также сохраняет стандартную 3-3-3.

Ну и последний важный моментПо сравнению с системой 3-3-3, в системе 2-5-2 для установки экранов на каждом сиденье нужен дополнительный блок управления — контроллер, поскольку к каждому можно подключить только три экрана. Каждая такая дополнительная деталь добавляет вес и увеличивает расход топлива.

Если все большие самолеты обеспечат бесплатным Wi-Fi, а пассажиры прибудут с собственными устройствами, конфигурация сидений 2-5-2 может стать актуальной снова.