Airbus A321XLR — наиболее востребованный самолет ближайших лет. Европейский лайнер в настоящее время ожидает сертификации, а начало эксплуатации запланировано на начало 2024 года. Растет интерес к XLR: уже поступило более 550 заказов от 26 клиентов.
A321XLR, расшифровывается как Extra Long Range, то есть сверхдальний радиус действия, позволяет совершать перелеты протяженностью более 7 500 км без дозаправки, перевозя 244 пассажира. Благодаря этому самолету авиакомпании смогут выполнять дальние рейсы, которые ранее были недоступны на обычных широкофюзеляжных лайнерах.
Самолет A321XLR заинтересовал широкий круг заказчиков — от лоукостеров, таких как IndiGo и Wizz Air, до авиакомпаний, предлагающих полный комплекс услуг, включая American Airlines и Air Canada.
American Airlines
Фото: Airbus.com
American Airlines является одним из первых заказчиков A321XLR и на сегодняшний день – одним из крупнейших. Контракт с Airbus был подписан еще на Парижском авиасалоне 2019 года, вскоре после первого представления данного типа самолета, и предусматривал поставку 50 воздушных судов. Впоследствии 30 из них были изменены на A321neo из-за переноса сроков поставок, однако оставшиеся 20 самолетов все равно производят впечатление.
Поставка A321XLR перенесена на второй квартал 2024 года. American рассчитывала на более точный график поставок, чтобы к 2025 году все 50 самолетов вошли в эксплуатацию. Точные прогнозы делать преждевременно, однако предполагается, что первые самолеты начнут поступать сразу после завершения сертификации.
American Airlines планирует использовать Airbus A321XLR на рейсах между США и континентальной Европой, чтобы заменить устаревшие воздушные суда, которые были сняты с эксплуатации в период пандемии.
United Airlines
United Airlines также приобрела 50 модернизированных самолетов Airbus. Заказ был оформлен в декабре 2019 года, и первоначально планировалось, что авиаперевозчик получит первую партию самолетов в 2024 году. Однако, из-за задержек в поставках, сроки получения будут перенесены на несколько месяцев. Данный заказ является частью стратегии United по обновлению авиапарка, включающей замену 40 Boeing 757–200 со средним возрастом 26 лет.
United Airlines планирует запустить рейсы по направлениям в Европу из Нью-Йорка и Вашингтона, используя самолеты с двигателями XLR.
IndiGo
Компания IndiGo, крупнейший оператор Airbus A320neo, проявляет интерес к приобретению модели A321XLR. Индийский лоукостер заключил соглашение о поставках неопределенного количества самолетов в рамках крупного заказа на 300 лайнеров, размещенного в 2019 году. В общей сложности 386 заказанных A321neos, IndiGo потенциально может стать крупнейшим клиентом концерна Airbus в ближайшие годы.
Авиакомпания пока не сообщает о запланированных направлениях полетов, однако, по имеющимся сведениям, речь идет о столицах стран Западной Европы, таких как Париж и Лондон, а также о городах Дальнего Востока — Токио и Сеул.
Qantas
Qantas занимает второе место по объему заказов. На Парижском авиасалоне 2019 года австралийская авиакомпания заключила соглашение о приобретении десяти новых самолетов и пересмотрела 26 ранее оформленных обязательств. Несмотря на то, что впоследствии авиаперевозчик объявил о переносе сроков поставки некоторых лайнеров, это не касается модели XLR. На данный момент первоначальный план поставок на 2024 год и на ближайшие годы остается неизменным.
Благодаря увеличенной дальности полета, A321XLR сможет выполнять рейсы, например, Кэрнс – Токио и Мельбурн – Сингапур, что недоступно для ныне используемых самолетов с узким фюзеляжем. Это существенно меняет экономическую целесообразность многих потенциальных маршрутов в Азию, делая их не только осуществимыми с технической точки зрения, но и выгодными в финансовом плане.
AirAsia X
Фото: Airbus.com
Малазийский бюджетный перевозчик AirAsia X, испытывающий финансовые затруднения, также в августе прошлого года разместил заказ на 30 самолетов A321XLR. Одновременно компания запросила перенос сроков поставки 78 экземпляров другого самолета среднего класса — A330neo, на который она является крупнейшим заказчиком у Airbus. В списке отложенных поставок пока не числятся самолеты A321XLR.
Indigo Partners
Indigo Partners, частная инвестиционная компания, также разместила значительный заказ на самолеты A321XLR для авиакомпаний, входящих в ее портфель, а именно Wizz Air, Jetsmart и Frontier.
Венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air продолжает активно развиваться, увеличивая не только количество баз и маршрутов, но и авиапарк, а также расширяя дальность полетов. Для реализации этих планов перевозчик заказал 20 самолетов Airbus A321XLR. Поставка лайнеров начнется с 2023 года, и Wizz Air планирует использовать их для полетов по новым направлениям, протяженность которых составит от семи до восьми часов, а также на уже существующих маршрутах. Внутри самолета разместят 239 кресел — такое же количество, как и в моделях A321neo.
Аргентинскому лоукостеру JetSmart выделено 12 новых лайнеров. Они откроют множество маршрутов как в Северную Америку, так и по всему Южноамериканскому континенту.
В заключение, американская лоукост-авиакомпания Frontier планирует приобрести 18 самолетов A321XLR. Компания изучает перспективы организации трансатлантических перелетов, что позволит ей стать первым бюджетным перевозчиком в США, осуществляющим такие рейсы на самолете с узким фюзеляжем.
Air Arabia
На авиасалоне в Дубае в ноябре прошлого года Air Arabia объявила о размещении заказа на 120 самолетов Airbus различных моделей. В числе прочего, это включает 20 заказов на новый A321XLR. Расширенный радиус действия этой модели позволит эмиратской авиакомпании-лоукостеру выполнять рейсы в Азию, Европу, Африку, а также в отдельные регионы Южной и Северной Америки.
VietJet
Еще одна авиакомпания из Юго-Восточной Азии стремится закрепиться на рынке перевозок на средние и дальние расстояния. VietJet разместила заказ на 15 самолетов A321XLR и намерена использовать их для полетов в Австралию.
Frontier–JetBlue
JetBlue приобрела 13 самолетов A321XLR, заменив предыдущие заказы на другие типы узкофюзеляжных воздушных судов. Авиакомпания, штаб-квартира которой расположена в Нью-Йорке, планирует использовать эту модель для увеличения количества трансатлантических рейсов, отправляющихся из Бостона и Нью-Йорка.
SKY Airlines
Чили SKY Airline, лоукостер со штаб-квартирой в Сантьяго, приобрела десять самолетов A321XLR. Благодаря улучшенному балансу между дальностью полета и экономической целесообразностью, вторая по размеру авиакомпания Чили сможет увеличить количество направлений в Северной Америке.
На другом берегу Тихого океана находится филиппинская компания Cebu Pacific также заказала десять таких самолетов. На Ближнем Востоке Flynas планирует получить еще десять самолетов, а ливанская Middle East Airlines, первым из заказчиков A321XLR стали четыре компании. IAG «прикупила» восемь для Iberia и шесть для Aer Lingus. Авиакомпания Czech Airlines заменила семь самолетов A320neos на модель XLR.