Увеличение числа нелегальных мигрантов, пересекающих границы Европейского союза и стран Шенгенской зоны, приводит к разработке нестандартных методов борьбы с нарушителями. Среди них – попытки решить проблему возведением высоких и труднопреодолимых барьеров.

Официальные данные свидетельствуют о значительном увеличении протяженности физических барьеров на внешних границах Европейского Союза в период с 2014 по 2022 год – с 315 км до 2 048 км.

Испания первой возвела пограничные барьеры в Европе в начале 1990-х годов. Это было сделано для того, чтобы остановить нелегальную миграцию на её территорию, в города Сеута и Мелилья, расположенные в Марокко. Примечательно, что это единственная сухопутная граница между Африкой и Европейским союзом.

Настоящий всплеск интереса к ограждениям в Европе пришелся на период после миграционного кризиса 2015–2016 годов.

В связи с текущей напряженной обстановкой и событиями на Украине, некоторые страны ЕС начали возводить новые ограждения на своих границах с Беларусью и Россией.

Среди последних примеров можно выделить планы по расширению на 35 километров заграждения «Эврос» на границе Греции и Турции, возведение стены, которое Финляндия начала осуществлять в Пелколе возле контрольно-пропускного пункта Иматра на границе с Россией, и забор между Венгрией и Сербией.

Греция продолжает укреплять пограничный забор, возведенный вдоль границы с Турцией для предотвращения нелегальной миграции. На данный момент его протяженность составляет 37,5 километра. Власти страны планируют увеличить эту протяженность еще на 35 километров, продолжая работы по расширению ограждения.

Власти заявили о планах по расширению забора на границе с Турцией, который охватит все 200 километров сухопутного участка.

В 2011 году на этой территории был установлен забор общей длиной двенадцать с половиной километров. К 2020 году его протяженность увеличили еще на 25 километров. В настоящее время подписан договор на строительство дополнительных 35 километров, и рассматривается возможность продления на 80 километров, на финансирование которого ЕС выделил 100 миллионов евро.

28 февраля 2023 года Финляндия приступила к расчистке лесных массивов на границе с Россией в районе Иматра для подготовки к возведению ограждающего сооружения.

В период с 2023 по 2025 год Финляндия намерена возвести приблизительно 70 километров пограничных сооружений. Располагаться они будут в 55 километрах от Юго-Восточной Финляндии, в семи километрах от Северной Карелии, а также в пяти километрах от Кайнуусе и Лапландии.

Для обеспечения передвижения пограничных патрулей и проведения ремонтных работ вдоль забора будет обустроена дорога. Рядом с ней планируется создать открытое пространство шириной около десяти метров, предназначенное для технического мониторинга и снижения риска повреждений от падающих деревьев.

Для обеспечения передвижения пограничных патрулей и диких животных в определенных зонах будут установлены ворота.

Правительство выделило 6 миллионов евро дополнительного финансирования для пилотного проекта «Барьер», который планируется завершить к концу июля 2023 года.

Венгерское правительство предпринимает меры по повышению и усилению пограничного забора на границе с Сербией.

Следует отметить, что ранее мигранты повредили ограждение в нескольких точках.

Строительство венгерского забора проходило в период с 2015 по 2017 год, его общая длина – 158 километров. Ранее, в 2015 году, на границе с Хорватией была возведена еще одна стена протяженностью 131 километр.

В 2017 году премьер-министр Венгрии Виктор Орбан обратился к Евросоюзу с просьбой о компенсации части расходов, составивших около 200 миллионов евро, однако эта просьба не была удовлетворена.

Болгарско-турецкая граница защищена пограничным барьером, который простирается на 235 километров. Его возведение было осуществлено в период с 2014 по 2017 год.

На протяжении 2018-2021 годов Эстония построила забор вдоль своей границы с Россией, его общая длина составляет 104 километра.

В Латвии также установлен забор на границе с Россией, строительство которого стартовало в 2015 году и продолжается до настоящего времени. Ожидается, что общая протяженность этого заграждения составит 93 километра. Помимо этого, Латвия продолжает строительство забора на границе с Беларусью, его длина составляет 36,9 километра.

Для создания границы с Беларусью Литва возвела два заграждения протяженностью 502 и 45 километров соответственно.

Словения имеет общую границу с Хорватией длиной 198,7 километра, в то время как в Польше протяженность забора составляет 186 километров.

Длина ограждений между Францией и Великобританией составляет 65 километров, между Норвегией и Россией – всего 200 метров, между Австрией и Словенией – 3,3 километра, а между Австрией и Италией – 250 метров искусственных барьеров.