За последние три года Finnair столкнулась с серьезными потерями: сначала негативное влияние пандемии, затем — ограничение доступа к воздушному пространству России. До 2020 года авиакомпания являлась ключевым перевозчиком на маршрутах между Европой и Азией, что во многом было обусловлено выгодным географическим положением Хельсинки. В 2019 году в расписании Finnair были предусмотрены рейсы в Японию, материковый Китай, Таиланд, Гонконг, Южную Корею, Сингапур и Вьетнам.
По данным статистики, Finnair осуществила больше рейсов между Азией и Европой, чем Air France или British Airways. В частности, финская авиакомпания выполняла рейсы в Токио, Осаку, Нагою, Фукуоку и Саппоро. Эти маршруты проходили через территорию России. Согласно заявлению Finnair, обълет России при перелетах из Финляндии в Японию увеличит время в пути на 40 процентов. Подобная ситуация наблюдается и на рейсах в Китай и Южную Корею, хотя влияние на перелеты в Юго-Восточную Азию менее заметно. Несмотря на смягчение ограничений на большинстве азиатских рынков, в четвертом квартале 2022 года Finnair продолжала обслуживать лишь восемь городов Восточной Азии, в то время как в 2019 году их было 14.
По данным первого квартала 2023 года, объем рейсов Finnair в Азии остается примерно на 50 процентов ниже по сравнению с показателями до пандемии.
В самой России Finnair также занимала значительные позиции. В 2019 году компания предлагала почти 300 000 мест на рейсах в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и Самару. Для россиян, желающих добраться до Северной Америки и обратно, перелеты через Хельсинки были распространенным маршрутом. В настоящее время все рейсы Finnair в Россию приостановлены.
Авиакомпания не осуществляет деятельность на украинском рынке уже длительное время. Перевозки в Киев были приостановлены в 2012 году.
В сложившейся ситуации авиакомпании приходится пересматривать свои приоритеты. Расширение маршрутной сети на Ближний Восток стало одним из них, что стало возможным благодаря новому сотрудничеству с Qatar Airways. Это подразумевает запуск новых рейсов в Доху не только из Хельсинки, но и из Стокгольма и Копенгагена. Следует подчеркнуть, что Qatar Airways располагает определенной долей мест и грузоподъемности на этих рейсах, что минимизирует риски для Finnair. Также возрос объем перевозок в Израиль, а рейсы в Дубай продолжают выполняться.
Индия представляет собой еще один важный рынок с высоким потенциалом роста. В прошлом году Finnair начала выполнять новый рейс без пересадок из Хельсинки в Мумбаи, что стало вторым направлением в Индии после Дели.
После того, как финский авиаперевозчик утратил доступ к российскому воздушному пространству, он столкнулся с усилением конкуренции со стороны Германии, Франции, Швеции и Великобритании. В настоящее время эти страны являются ключевыми транспортными узлами для рейсов в Азию и обратно. Ранее Finnair успешно соперничала с Lufthansa, осуществляя пассажирские перевозки между Европой и Японией, включая рейсы в менее крупные города обеих стран. В данный момент многие пассажиры рейсов Finnair, направляющихся из Хельсинки в Токио, начинают свои путешествия из Берлина.
США являются наиболее динамично развивающимся рынком для Finnair. К Нью-Йорку, Лос-Анджелесу и Майами были добавлены рейсы в Даллас-Форт-Уэрт и Сиэтл. Finnair поддерживает тесное партнерство с American Airlines на трансатлантическом направлении.
Смогут ли эти преобразования помочь Finnair восстановить свою деятельность?
Авиакомпания опубликовала отчет о прибылях за четвертый квартал 2022 года. Это свидетельствует о том, что принятые меры по перераспределению ресурсов в условиях серьезных рыночных изменений оказываются эффективными.