Пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по мировой индустрии круизов, что привело к активной продаже судов, особенно устаревших. В период вынужденного простоя владельцы флота стремились сократить издержки, отказываясь от дорогостоящего обслуживания старых судов, эксплуатировавшихся на протяжении десятилетий.
Некоторым компаниям удалось приобрести другие суда по выгодным ценам, однако большинство были списаны и утилизированы, завершив свой путь на судосдатских площадках.
В мире насчитывается две специализированные площадки для утилизации списанных круизных судов. Наиболее масштабная из них — Аланг, расположенный в индийском заливе Хамбхат, где перерабатывается более половины круизных лайнеров, выводящихся из эксплуатации. Вторым по размеру местом захоронения кораблей является Алиага в Турции.
Как правило, суда самостоятельно достигают места захоронения, однако в некоторых случаях они транспортируются буксирами – особенно если двигатели вышли из строя или больше не функционируют. Перед тем, как пристать к берегу, их специально увеличивают скорость, чтобы засечь на мель и погрузить в песок.
С помощью техники рабочие-судоремонтники перемещают их на песок, чтобы затем приступить к разборке.
В обоих местах демонтаж осуществляется по схожей схеме: суда выводят на берег и последовательно разбирают на части.
В Аланге этот процесс включает в себя удаление значительных частей конструкции, которые затем сбрасываются на пляж. После этого эти фрагменты разделяют на более мелкие элементы, сравнимые по размеру с тарелками, и транспортируют на сталелитейные заводы грузовыми автомобилями.
На берегу, крупные краны снимают с борта Алиаги разрезанные куски метадла, после чего их подвергают дальнейшей обработке, а именно — измельчению.
Приливы оказывают значительное влияние на этот простой процесс.
В Аланге для адаптации новых сотрудников обычно выбирают время прилива, чтобы максимально поднять судно над водой. После отлива рабочие получают доступ на борт и начинают свою деятельность.
На платформе Алиага рабочих транспортируют к судну с использованием кранов, оснащенных корзинами-гондолами, напоминающими клетки, тогда как в Аланге рабочие поднимаются на борт по приставной лестнице.
Первоначальный этап демонтажа затягивается из-за необходимости удаления остатков топлива и разборки всей мебели на судне, включая снятие фурнитуры, приспособлений и даже туалетов, которые могут быть сохранены и проданы. После завершения этого этапа рабочие начинают быстро разрезать корпус до остова. Металлолом либо реализуется, либо направляется на переработку.
Для защиты окружающей среды установлены строгие правила, соблюдение которых обязательно для предотвращения утечек топлива и других токсичных химических веществ. Эти вещества могут загрязнять воду и негативно влиять на морскую флору и фауну. Даже при работе на свалках опытных специалистов, случаи загрязнения все же возникают.
Ранее основной проблемой был асбест, однако его использование было прекращено в 1980-х годах, и теперь большинство судов, предназначенных для утилизации, были построены до эпохи асбеста. Вместе с тем, на борту большинства судов все еще присутствуют другие канцерогенные вещества, такие как масло, остатки топлива, краска и другие загрязнители, которые могут представлять опасность, если не утилизировать их надлежащим образом. Кроме того, значительную угрозу представляют пластмассы, поскольку при сжигании они выделяют токсичные пары и создают дополнительные сложности при захоронении на полигонах.