Экскурсоводам и клиентам предложат новые права и обязанности. Правительство России внесло коррективы в уже действующие правила предоставления экскурсионных услуг, утвержденные два с половиной года назад.


Гидам предстоит предоставлять больше информации туристам перед началом маршрута. Это касается всех аспектов путешествия, включая дополнительную оплату, льготы и влияние туристов на качество обслуживания.


Туристам нужно было предупредить организатора о наличии медицинских противопоказаний или других причин, которые могли бы помешать участию в экскурсии.


В правила добавлены пункты, дающие гиду право отказаться от заключения договора или прервать уже начавшуюся экскурсию.
Например, в случае угрозы безопасности туристам или неблагоприятной погоды. Турист может оспорить несправедливый, с его точки зрения, отказ в услугах и подать официальную претензию, если работа гида ему не понравилась, даже по электронной почте.


С 1 марта 2025 года вступят в силу новые требования. За нарушение предусмотрена ответственность по законам РФ. Представители отрасли относятся к ним по-разному: некоторые считают требования обоснованными, другие уверены, что ничего не изменится. Цель изменений – предотвращение конфликтов между экскурсоводами и туристами, а также упрощение их разрешения в случае возникновения.


В теории все просто: гид до начала подробно объяснил, что, когда, где, как, сколько стоит и какие могут возникнуть сложности, турист уяснил, согласился и сообщил о собственных потенциальных трудностях. На практике же все иначе.


Мы и сейчас сообщаем туристам всю информацию до начала экскурсии: проговариваем и вручаем памятки с графиком, маршрутом, требованиями безопасности. Но туристы все равно опаздывают, нарушают правила, рискуют ради селфи, слушают невнимательно, а потом возмущаются, что им ничего не сказали. Новые правила вряд ли что-то исправят. Недовольные туристы есть всегда. Например, одни считают, что дали слишком мало времени на осмотр достопримечательности, вторые недовольны тем, что долго ждали первых. В итоге жалуются и те и другие. Если жалоб много, турфирма может перевести экскурсовода на менее привлекательные маршруты или разорвать договор.


Александр Чирко показывает туристам крымские достопримечательности и называет разумным правило оповещать о проблемах со здоровьем: «Сейчас всё же никто ничего не сообщает. Работаем по принципу “кто хочет, тот идет”. Пока, к счастью, ничего серьезного не случилось. Но ведь даже к Ласточкиному гнезду по ступенькам в жару не все могут подняться, не говоря уже о горных маршрутах. Так что требование обоснованное».


Руководитель проекта «Москва на ладошке» Алёна Ломовцева организует детские экскурсии. Дети у неё бывают непослушными: случалось, детей теряли и в метро, и на Красной площади. Объяснять им правила безопасности фактически бесполезно – через 5 минут уже отвлекаются и забывают. «В моём случае всю ответственность за детей несут сопровождающие – родители или педагоги, все возможные проблемы мы с ними обсуждаем до экскурсии. На мне новые требования не скажутся. Я отвечаю только перед музеями: если моя группа будет себя вести неадекватно или, не дай бог, что-нибудь повредит, меня могут лишить аккредитации».

не хотят Взимать плату в размере десятков тысяч рублей за предоставление услуг по экскурсиям по Санкт-Петербургу.