Госдума в первом чтении приняла пакет поправок в Закон об основах туристской деятельности в РФ. Предлагается классифицировать средства размещения, присваивая звезды не только гостиницам, но и кемпинам, глэмпингам и гостевым домам. Поправки не коснутся объектов со специальным регулированием – детских лагерей и средств размещения в сельской местности.
При принятии документа в трёх чтениях действие начнется 1 октября. Переходный период установлен до 1 января 2025 года.
Что изменится для предпринимателей
Чтобы внести глэмпинг в единый реестр классифицированных объектов, специалисты проведут оценку его соответствия обязательным требованиям, которые еще предстоит разработать, – пояснил основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов. Если СР не войдёт в реестр, оно не сможет работать легально.
Пособие рассчитано на добросовестных предпринимателей. Руководитель консалтинговой компании «Природный кодекс» Марина Ненарокова утверждает: «Если участник рынка вводит потребителя в заблуждение, ему придётся уйти. Владельцам кемпингов и гостевых домов следует перестать бояться, привести в порядок юридические вопросы и принимать участие в общественных обсуждениях».
Что изменится для туристов
В среде игроков рынка нестандартного размещения наблюдается мнение, что для путешественников в целом ничего не изменится.
О качестве и услугах можно узнать из отзывов гостей. Большинство бронирований совершается через интернет – на сайтах туристических агентств и в социальных сетях. В этих источниках гости могут оценивать объекты по разным показателям и оставлять свои комментарии.
Онлайн-платформы используют системы рекомендаций, анализирующие множество параметров. Рыночные инструменты регулируют продажи в сфере туризма. Туристы отдают предпочтение объектам с большим количеством положительных отзывов. В итоге, у тех, кто предлагает лучшее качество услуг, больше клиентов, считает сооснователь глэмпинга «Под небом» Сергей Петров.
Юристы не согласны с этим мнением. «После появления единого реестра и классификации у путешественников будет возможность проверить законность работы гостиницы, где планируют остановиться. Для этого достаточно найти информацию о ней в этом реестре», – отмечает Георгий Мохов.
Многие службы по продвижению позиционируют себя разными способами. Путешественник часто не знает, что его ожидает на отдыхе. Могут встречаться объекты низкого качества, вводящие потребителя в заблуждение – говорит Марина Ненарокова. С появлением единого реестра перечень услуг, предлагаемых глэмпингами, станет прозрачным. В то же время недобросовестные предприниматели, предоставляющие ложную информацию, постепенно исчезнут с рынка.
Чего боится бизнес?
Предприниматели разделяют опасения по поводу функционирования системы классификации.
Как будут оцениваться СР по каким критериям? Насколько такая оценка будет соответствовать потребностям клиентов? «Сейчас популярны бутиковые объекты, глэмпинги, экспериментирующие с разными элементами. Для одних туристов важен телевизор в номере, а для других наоборот – его отсутствие. И тот и другой продукт могут быть одного уровня и качества, но с противоположными параметрами. Как привести их к единому стандарту, не лишая при этом индивидуальности? – задаётся вопросом Сергей Петров. – Подзаконные акты в данном случае важнее самого закона».
Второй вопрос владельцев глэмпингов: а кто судит? Звездочку объекту должны подтвердить специалисты из определённой организации. Возникает риск, что система классификации станет формальностью. Более того, звезды могут продаваться без проверки специалиста на месте. были зафиксированы, в частности, в Крыму.
писал, Для каждого вида объектов размещения будут разработаны особые правила классификации. В целом потребуется утвердить шесть нормативных актов правительства и пять приказов Минэка. Рынок организаций-экспертов также претерпит изменения: для него будет сформирован специальный реестр, порядок аккредитации таких компаний прописан в законопроекте.