Редакция не первый раз получает жалобы туроператоров В рамках государственной программы «Больше чем путешествие» автономная некоммерческая организация, отвечающая за реализацию проекта, считает предпринятые возражения несостоятельными и придерживается первоначального плана. опроверженияхобращение Туроператор «Интерс», являющийся постоянным партнёром БЧП, прислал четырёхстраничное письмо с описанием проблемы в девяти пунктах.

Главная претензия – это задержки в проверке отчетности и выплате оплаты. «Интерс» приводит пример: мотивированный отказ на отчет, сданный 21 ноября 2024 года, компания получила 28 декабря, то есть спустя 26 дней вместо 15, предусмотренных договором. Исправленный отчет (30.01.2025) по состоянию на 21.07.2025 не принят до сих пор, что искусственно затягивает оплату.

В декабре 2024 года БЧП потребовал от «Интерса» подписать дополнительное соглашение и открыть специальные счета в банках для перечисления денег за услуги, оказанные в том же году. Полностью распорядиться этими средствами невозможно до подписи актов сдачи-приемки АНО БЧП. В результате туроператорам начислили налог на прибыль за суммы, перечисленные в 2024 году, несмотря на фактическую заморозку этих средств.

Недовольство туроператора вызывает также требование ежемесячной оплаты за пользование счетами. В «Интерсе» считают, что АНО БЧП специально растянула срок действия Дополнительного соглашения до 1 ноября 2025 года, увеличив срок приемки отчетности почти на год. Кроме того, в БЧП, по утверждению туроператора, вынуждают подписать акт «с необоснованными штрафами» под угрозой неоплаты услуг на 7 259 970 руб. Размер штрафа привязан к общей цене договора. Например, за якобы ненадлежащее выполнение услуги стоимостью 60 тыс. руб. АНО БЧП начислила штраф в размере 414 453,5 руб., что почти в 7 раз превышает стоимость услуги.

Общественная организация «БЧП» наложила штраф на туроператора за отсутствие у экскурсовода аттестационной карточки в октябре-ноябре 2024 года. Согласно закону 143-ФЗ от 22 июня 2024 года, аттестация стала обязательной только с 1 марта 2025 года.

«Интерс» указывает на дискриминационные условия договоров, отстранение туроператоров от разработки турпродуктов, завышение плановых показателей и отсутствие ответственности за набор участников как другие претензии. «Из-за этого туроператоры несут потери, так как фактически понесенные расходы (ФПР) не включают компенсацию затрат туроператоров на групповое обслуживание», – делают вывод в «Интерсе». В данном случае речь идет об издержках на транспорт, экскурсии и персонал при неполном наборе групп участников поощрительных туров в рамках программы.

В «Интере» полагают, что публикация этих сведений важна, поскольку нарушения и дискриминационные условия работы подрывают доверие к программе «Больше чем путешествие» и наносят ущерб туроператорам, добросовестно выполняющим свои обязанности.

Татьяна Козловская, исполнительный директор компании «Интерс», сообщила журналисту о письме в Росмолодежь от 21 мая с просьбой проверить АНО БЧП. В письме не только перечислялись нарушения, но и ставился под сомнение эффективность программы. По словам Козловской, с 2023 года АНО БЧП отстранила туроператоров от разработки туристических продуктов, игнорируя их опыт. Это привело к низкой востребованности маршрутов и снижению эффективности программы. В качестве примера она привела договор на проведение поездок по 9 маршрутам в Москве и области для 960 участников. Однако из 9 маршрутов, разработанных АНО БЧП, невостребованными или маловостребованными оказались 6. Например, на маршруте «Путешествие в мир большого кино» при плане в 100 участников туроператор получил заявку на 18 человек, из которых приехали только 12.

Часто встречается такая ситуация: туристы, получившие поездки в подарок, не приезжают на место начала туров. Те же, кто все же добирается, по словам Татьяны, «не всегда соответствуют целевой аудитории». Программа рассчитана на молодежь 18–35 лет, но АНО БЧП, возможно, выполняя показатели по количеству участников, включает в группы людей старше 35 лет. Это свидетельствует о нецелесообразном использовании бюджетных средств и приводит к конфликтам из-за различий интересов.

Между «Интерса» и БЧП длительное время существует спор. Недавно туроператор получил ответ на двенадцать страниц. Основная мысль — АНО БЧП действует в рамках закона, претензии несостоятельны. Например, по вопросу затягивания приемки отчетов автор ответа указывает: состав необходимых документов уже «оптимизирован» с учетом мнения туроператоров и «сведен к минимуму». В случае возникновения претензий на этапе приемки отчета происходит «рабочий процесс согласования разногласий», а «искусственного затягивания проверки отчетов со стороны АНО БЧП не допускается».

Утверждения о незаконных штрафах в Росмолодежи назвали несоответствующими действительности, ссылаясь на положения договора.

Право владения сертификатами на туры БЧП не обязывает участников использовать их. Согласно Гражданскому кодексу, победители конкурсов имеют право принять приз или отказаться от него. Поэтому АНО БЧП не может нести ответственность за недобор групп. В Росмолодежи отмечают, что при наличии документов о фактических расходах заказчик обязан произвести приемку и оплату в соответствии с договором.

Письмо Росмолодежи заканчивается необычным для государственных органов предупреждением о юридических последствиях распространения информации, которая может дискредитировать честь, достоинство или деловую репутацию, а также предложением обратиться в суд по поводу АНО БЧП.

Татьяна Козловская считает, что письмо было составлено не в Росмолодежи, а в БЧП, называя его «формальной отпиской». Компания обратилась повторно в Росмолодежь с просьбой провести проверку деятельности АНО БЧП по конкретным договорам. Просят предоставить отчет о фактической явке участников программы, целевом составе и расходовании средств «согласно 59-ФЗ». Также просят обеспечить оплату услуг туроператора в полном объеме, устранить дискриминационные положения и т. д.