Фото: Planespotters @Majid Hasankhani

В авиационном сообществе обсуждают историю, напоминающую детектив: Иран получил два пассажирских самолёта Airbus A340 контрабандным путём. Самолёты должны были вылететь из Литвы в страны Южной Азии, но в итоге приземлились в Иране.

В феврале случился инцидент, который привлёк общественное внимание лишь в конце июня. литовское издание.Согласно первоначальному плану, самолеты без пассажиров компании Macka Invest из Гамбии должны были вылететь из аэропорта Шауляя на Филиппины и Шри-Ланку. Но при пересечении воздушного пространства Ирана пилоты отключили транспондеры для отслеживания местоположения. Авиационные издания сообщают, что один самолет приземлился в Тегеране, а другой – в Конараке на юге Ирана.

Получив эту информацию, авиационные власти Литвы запретили взлет третьего лайнера такой же модели, принадлежащего африканской лизинговой компании. Предполагалось, что самолет с грузом авиазапчастей отправится на Филиппины. По заявлению литовского авторегулятора, полеты этих трех самолетов изначально не вызывали сомнений, а их передвижение за пределами авиапространства Литвы – это «компетенция навигационных властей других стран».

Инцидент называют «угоном», но косвенные признаки указывают на существование схемы поставок подержанных лайнеров в Иран через третьи страны. В декабре 2022 года на территории Ирана совершили незапланированную посадку четыре аэробуса А340, якобы летевшие из ЮАР в Узбекистан. Ранее эти самолеты принадлежали Turkish Airlines и несколько лет находились на хранении в Йоханнесбурге, где новый владелец сменил страну регистрации на Буркина-Фасо. Лайнеры пополнили парк иранского перевозчика Mahan Air. В 2023 году два из них были… переданыВенесуэльская авиакомпания Conviasa осуществляет рейсы, включая полёты в Москву.

Неофициальные вторичные рынки сбыта приносят пользу лизингодателям и авиакомпаниям, эксплуатирующим А340. Этот дальнемагистральный самолет выпускался с 1996 по 2000 год и оснащается четырьмя двигателями. К настоящему времени такая компоновка считается неэкономичной – владельцы стремятся… избавитьсяСменив четырехдвигательные воздушные суда на более новые двухдвигательные А350, авиакомпании могут продолжать неофициально закупать самолёты Airbus.

Россия, подобно Ирану, находится под санкциями, но обладает высокой покупательной способностью. был ввезен А320В компоновке бизнес-класса. Способ применимо и для обычных пассажирских самолетов. В отличие от Ирана A340 отечественным перевозчикам вряд ли будут интересны, так как ранее не использовались в нашей стране. Логичным выбором станут самолеты более распространенных в России серий, обслуживание которых уже налажено в авиационных центрах.

отказаться от поставок SSJ 100 и Ту-214 в пользу МС-21.