Разработка нового самолета, предназначенного для замены изношенных Ту-134 и Як-42, заняла 34 года и стоила 4 миллиарда долларов. Однако серийного производства Туполевский Ту-334 так и не увидели.

Российский авиалайнер Туполев Ту-334 разрабатывался для замены Ту-134 и Як-42. Планировалось, что самолет начнет летать в 1995 году под управлением Аэрофлота. Проект был свернут в 2009 году.
Он обладал потенциалом стать одним из самых эффективных советских самолётов.
В начале 1989 года конструкторы продемонстрировали чертежи нового самолета. Ту-334 позиционировали как узкофюзеляжный лайнер малой и средней дальности, созданный по образцу двухмоторного Ту-204. В конструкции Ту-334 применили многие уникальные на то время особенности последнего, включая крыло и кабину пилотов. Фюзеляж сделали немного шире, но короче, чем у более крупного Ту-204.
Новый самолет Туполева отличался от Ту-204 T-образным оперением и расположением двигателей: его устанавливали по сторонам хвоста фюзеляжа, а не под крыльями.
С потрясающей, по меркам конца 1980-х годов, топливной и аэродинамической эффективностью. Ту-334 обещало светлое будущее. .
Разработка Ту-334 началась в начале 1990-х годов, но продвигалась медленно из-за финансовых трудностей, возникших после распада СССР. В итоге прототип показали на Московском авиасалоне в августе 1995 года.
Первый полет лайнера состоялся только спустя более четырех лет. Сертификат типа воздушного судна «Сертификат типа воздушного судна» Россия получила 30 декабря 2003 года — более чем через четырнадцать лет после утверждения! В 2007 году Ту-334 участвовал в авиасалоне МАКС в Москве.
Перед Ту-334 предстали обширные перспективы. За время существования было разработано восемь вариантов машины: комбинированный, удлиненный на 54 см с увеличенной дальностью полета, грузовой, работающий на сжиженном природном газе, длинноразмерный (на 390 см больше оригинала) и несколько моделей с более мощными двигателями.
К декабрю 2006 года «Туполев» располагал твердыми заказами от семи авиакомпаний и имеел соглашения о намерениях с ещё двадцатью четырьмя. Это позволило бы продать 297 экземпляров Ту-334.
К концу 2008 года интерес к этому типу самолёта проявили около ста авиакомпаний, которые хотели оформить заказы.
Иран планировал к 2011 году начать сборку самолетов в своей стране и серийное производство к 2015 году. С учетом такого спроса «Туполев» объявил о начале российской сборки не позднее января 2009 года, однако эта цель так и не была достигнута.
В июле 2009 года реализация плана затянулась по сравнению с изначальными сроками. проект Ту-334 был приостановленРазработка самолета после 34 лет безуспешных стараний прервана, уступив конкурентам – аналогам Sukhoi Superjet 100 и Антонову Ан-148.
Несмотря на конструктивное сходство Ту-334 с Ту-204, которое должно было сократить время и расходы, многомиллионная кампания завершилась неудачей. Программа длилась три десятилетия и обошлась более чем в 4 миллиарда долларов.
Несмотря на то что Ту-204 появился 34 года назад и успел совершить первый полет, производство его продолжается. В отличие от него, с Ту-334 было выпущено всего две экземпляра, и дальше прототипов развитие не продвинулось.