На каждом современном самолете расположены огни защиты от столкновений, известные также как маяки или стробоскопы. Некоторые из них функционируют непрерывно, в то время как другие активируются только на определенных этапах полета.
Авиалайнеры нового поколения оборудованы разнообразными световыми сигналами, обеспечивающими безопасную эксплуатацию воздушных судов. Некоторые из этих сигналов используются в конкретные моменты полета, например во время руления, в то время как другие функционируют непрерывно.
Белые стробоскопические огни
Стробоскопический свет – один из видов авиационных огней. Мигающие стробоскопические огни используются для подачи сигналов, предупреждая наблюдателя о приближении самолета. Белые стробоскопы обычно располагаются на каждом крыле, вблизи законцовок. Третий стробоскоп устанавливается в хвостовой части самолета, вблизи вспомогательного двигателя.
Стробоскопические огни активируются непосредственно перед началом руления самолета на взлетно-посадочную полосу. В процессе полета они служат для привлечения внимания пилотов других воздушных судов, сигнализируя о необходимости соблюдения безопасной дистанции. После приземления и выезда самолета с взлетно-посадочной полосы огни деактивируются, что указывает на то, что ВВП освобождена и доступна для других воздушных судов».
Огни высокой интенсивности являются самыми яркими на борту самолета. Стробоскопы позволяют видеть самолет сквозь плотные облака, туман и дождь, сигнализируя о его присутствии в воздухе. Во время полета белые стробоскопические огни мигают с одинаковыми интервалами.
На всех лайнерах Airbus установлено по два стробоскопа на законцовке каждого крыла. Эти устройства запрограммированы для одновременной мигания без перерывов. В то время как на самолетах Boeing на каждом крыле находится только один стробоскоп. Левый и правый индикаторы мигают с равными интервалами, а задние стробоскопические огни синхронизированы со стробоскопами крыльев.
Красные маяки
Красные маячки, расположенные в верхней и нижней частях фюзеляжа, также используются для предотвращения столкновений. Эти маячки являются компонентом системы предотвращения столкновений и служат для обозначения работы двигателей, что и обуславливает их красный цвет. Когда эти маячки активны, наземный персонал должен соблюдать особую осторожность и держаться на безопасном расстоянии от воздушного судна.
Красные огни загораются, когда пилот готовится к запуску двигателей, как правило, перед выездом от телетрапа. Они гаснут только после того, как самолет занял парковочное место и двигатели остановлены. Радиомаяки также используются для информирования других воздушных судов, однако они менее заметны на большом расстоянии.
Навигационные огни
Навигационные огни позволяют наблюдателю установить направление движения воздушного судна. Маяки и стробоскопические огни свидетельствуют о наличии самолета, а с помощью зеленых и красных навигационных огней можно определить, приближается воздушное судно к наблюдателю или удаляется от него. Зеленый индикатор расположен на правом крыле самолета (по правому борту), а красный — на левом крыле (по левому борту.
Если наблюдатель воспринимает именно такую визуальную картину, то воздушное судно движется в том же направлении, что и самолет наблюдателя. Если же красный свет находится справа, то самолет летит навстречу! Навигационные огни, как правило, используются в период между заходом и восходом солнца, то есть в темное время суток, однако пилоты обычно поддерживают их включение на протяжении всего полета.
Другие огни
Помимо основных световых приборов, самолет оснащен огнями руления, разворота, а также огнями, используемыми при взлете и посадке. Также имеются огни, предназначенные для подсветки хвостовой части самолета в ночное время, и сигнальные огни, расположенные на крыльях и фюзеляже.