Кризис в Восточной Европе привел к росту расходов на топливо, необходимости использования альтернативных маршрутов, нарушениям графиков в аэропортах и проблемам с персоналом — вот лишь некоторые из последствий, ощутимых для мировой авиации.

В течение прошлого года несколько авиакомпаний были вынуждены сократить свою маршрутную сеть в связи с ограничениями на полеты в российские и украинские города. Сохраняется сложность с пролетом над территорией России, что также негативно влияет на затраты авиаперевозчиков на топливо.

Хотя это влияние и несколько уменьшилось, снижение стоимости топлива на 43 процента по сравнению с максимальными значениями июня прошлого года сыграло свою роль. Цены на топливо остаются выше, чем в 2019 году, но не настолько, как в 2022-м.

Большинство европейских авиакомпаний практически не ощутили влияния запретов на воздушное пространство на своей прибыльности. Однако северные авиаперевозчики столкнулись с серьезными последствиями.

В результате ограничения возможности выполнять полеты над территорией России, время в пути и связанные с этим расходы возросли на 15–40 процентов. Наиболее ощутимые последствия ощутила Finnair, у которой продолжительность рейсов в Китай увеличилась на 40 процентов, а British Airways столкнулась с 20-процентным ростом времени перелета.

Увеличение продолжительности рейсов влечет за собой рост расходов на оплату труда и техническое обслуживание. Также это оказывает негативное воздействие на современные представления о развитии западного мира: увеличение времени полета европейских авиакомпаний приводит к увеличению выбросов углекислого газа.

Существующая ситуация характеризуется географической неоднородностью. Китайские авиаперевозчики не подвержены тем же ограничениям воздушного пространства, что и европейские. Например, на маршруте Шанхай – Париж, обслуживаемом как China Eastern, так и Air France, последней приходится использовать более протяженный маршрут с облетом, в то время как China Eastern может выполнять рейс по прямой.

Оба авиаперевозчика используют идентичный тип воздушного судна — Boeing 777-300ER. При условии, что расход топлива для обоих самолетов одинаков, дополнительные издержки на рейс Air France составляют 15 650 долларов, а потребление топлива увеличивается на 27 тонн.

Влияние изменений, которые пришлось внести в запланированные и утвержденные временные интервалы в аэропортах, остается наименее обсуждаемым вопросом.

Введение ограничений на поездки и начало пандемии COVID-19 вызвали серьезные сбои в работе авиакомпаний. Однако, когда они уже готовились к возобновлению деятельности, возникла новая проблема. Закрытие российского воздушного пространства привело к необходимости использования альтернативных маршрутов, что увеличило время полета и сделало невозможным соблюдение запланированных интервалов взлетов и посадок.

Речь идет не о кратковременной корректировке маршрутов, подобной той, что наблюдалась в Персидском заливе.

Finnair нередко испытывает задержки в полете продолжительностью от трех до четырех часов. Японские авиакомпании, выполняющие рейсы в Европу, обычно сталкиваются с задержками в расписании продолжительностью два-три часа. Чтобы сократить расстояние, некоторые авиаперевозчики выбирают маршрут через Северный полюс.

Авиакомпании успешно устранили возникшие нарушения в расписании, изменив время прибытия рейсов. Обычно сложности не возникают с отправлением, поскольку аэропорты проявляют понимание и предоставляют удобное время посадки. Летом прошлого года это было вполне осуществимо, поскольку пассажиропоток не достиг допандемийного уровня – 70–80 процентов. Однако предстоящее лето обещает серьезные трудности с пассажиропотоком.

Для решения данной ситуации требуется применение специальной методики. Европейский авиаперевозчик отправляется из своей базы строго по графику, однако прилетает в Японию с задержкой на два-три часа. Поскольку скорректировать время вылета обычно невозможно, а задержка вылета влечет за собой каскадное нарушение графика других рейсов, авиакомпания сохраняет первоначальное время вылета из Японии, которое составляет два или три часа до запланированного прибытия самолета из Европы. Фактически, запускается еще один самолет с неполной загрузкой, который, тем не менее, «успевает вовремя». Это существенно усложняет планирование авиаперевозок, поскольку для поддержания еженедельного расписания необходимо задействовать два дополнительных самолета.

Проблемы с экипажами становятся неизбежными. Чтобы выполнить перелеты через воздушное пространство России, требующие нескольких часов, некоторые авиакомпании вынуждены превышать установленный предел рабочего времени экипажа. Одни компании стремятся договориться с профсоюзами, другие – привлекают дополнительные экипажи на рейсы, что ведет к увеличению стоимости и усложнению логистики.

Не все авиакомпании лишены возможности использовать воздушное пространство России. Для авиаперевозчиков из стран ЕС, Великобритании и США санкции запрещают вход в него. Однако для других авиакомпаний ситуация не столь однозначна.

Япония, в частности, ввела санкции, которые заморозили все платежи в Россию. В связи с этим, если авиакомпания совершит облет страны и запросит экстренную посадку, она не получит наземного обслуживания, возможности дозаправки или возможности оплатить какие-либо услуги.

Страховые компании четко заявили, что полет над территорией России является нарушением, которое может привести к прекращению действия страховки и, как следствие, к приостановке деятельности.

Что будет дальше?

Авиакомпании постепенно восстанавливают прежние расписания, и наблюдается рост числа пассажиров. Восстановление туризма в Азии, особенно в Китае, вселяет большие надежды на предстоящий летний сезон.

Российское воздушное пространство остается закрытым. Это по-прежнему вынуждает авиакомпании использовать более протяженные маршруты, а некоторые аэропорты не готовы или не имеют возможности изменить расписание рейсов. Воздушная отрасль еще не вернулась к обычному летнему графику. На многих рейсах в отдельные дни недели наблюдается свободная вместимость, что связано с необходимостью согласовывать графики взлетов и посадок из-за увеличенного количества самолетов на маршрутах.

До тех пор, пока ситуация не стабилизируется и воздушное пространство не откроется, отрасли еще не смогут вернуться к привычному функционированию».