Бортпроводники, как в салоне самолета, так и в обычной жизни, часто используют свои руки для общения. Общение на борту может быть затруднено, поэтому им нередко приходится использовать визуальные сигналы или жесты для взаимодействия с коллегами и пассажирами.
Перед полетом
Сначала пассажиров приглашают на борт самолета. Бортпроводник поможет найти ваше место, указав направление – будь то налево, направо или через камбуз, то есть кухню. Вместо указания пальцем, они показывают рукой, при этом большой палец направлен внутрь и не поднимается выше уровня груди, так как в некоторых культурах указание пальцем считается невежливым. Перед вылетом, во время проверки безопасности, если ремень безопасности пассажира не застегнут, экипаж может попросить его пристегнуть жестом.
Во время полета, когда включен индикатор «Пристегните ремни», пассажир может неожиданно встать с места и начать поиск вещей в верхнем шкафчике или направиться в уборную. В такой ситуации, члены экипажа постараются привлечь внимание пассажира или, вежливо попросив прощения, попросят его немедленно занять свое место.
Демонстрация безопасности
Показ аварийно-спасательного оборудования – один из наиболее распространенных способов использования жестов: бортпроводники демонстрируют руками, а не пальцами, как правильно использовать ремни безопасности, кислородные маски и спасательные жилеты. Они также обязательно указывают на расположение аварийного освещения на полу, которое ведет к аварийному выходу, особенно если оно плохо видно. Наибольшее значение, безусловно, имеет показ местонахождения ближайших аварийных выходов.
Стюардессы также проводят инструктаж по безопасности, если для его проведения используется видеоролик или анимация. Каждый из методов оттачивается до автоматизма в процессе тренировок.
Команды и жесты
Обучение также охватывает использование специальных визуальных сигналов, в частности, команд эвакуации. В потенциально тревожной и неорганизованной обстановке бортпроводники должны действовать уверенно и давать четкие указания пассажирам. Визуальные сигналы могут включать команду «остановиться», например, во время надувания аварийной горки, и команду «прыгать», когда необходимо покинуть самолет. Также предусмотрены сигналы для обозначения заблокированного аварийного выхода. Помимо этого, бортпроводники используют определенные жесты руками для общения с пилотами в кабине.
Обслуживание в полете
Иногда во время обслуживания у бортпроводников может закончиться определенный напиток или блюдо на борту. Возвращение в камбуз для получения необходимой бутылки воды или свежего чайника с чаем было бы неудобным и отнимало бы много времени. Поэтому, чтобы решить эту проблему, бортпроводники могут воспользоваться вызовом другого члена экипажа или подать ему сигнал, если он находится рядом. Второй член экипажа доставит запрошенный товар. Это наиболее оперативный и результативный способ решения данной ситуации.
Иногда бортпроводники могут поднять предмет, чтобы показать, что он закончился, например, томатный сок или бутылку красного вина. Наиболее распространенным же знаком является демонстрация буквой «Т», обозначающей потребность в дополнительном чайнике. Если нужен кофе, покажите букву «С». Также во время полетов бортпроводники часто используют жест «большой палец вверх» и знак «ОК». Чтобы проверить время или указать на нехватку времени на борту, необходимо показать на наручные часы.
На разных языках
С общением с пассажирами, не владеющими понятным языком, иногда возникают трудности. В таких ситуациях бортпроводник может при подаче еды изображать курицу, издавая кудахтанье и размахивая руками, или имитировать мычание коровы. Хотя это может показаться забавным и необычным, обычно пассажиры понимают, что им предлагается выбор между курицей и говядиной, указанный в бортовом меню.