Китайская корпорация COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China) собирается занять ведущее место на рынке узкофюзельных самолётов в Китае и расширить присутствие на международной арене.
Новый китайский самолет вместимостью от 156 до 190 пассажиров. COMAC C919 Близок к началу коммерческих рейсов первый самолет, переданный 9 декабря авиакомпании China Eastern Airlines. Чтобы не отставать от спроса, компания получила в день презентации 500 заказов от 21 авиакомпании. Китайский аэрокосмический концерн планирует производить до 150 самолетов ежегодно в течение следующих пяти лет. В будущем это позволит Китаю конкурировать с Airbus и Boeing.
По состоянию на сегодня достигнуты предварительные соглашения о поставке двенадцатисот самолётов. В число заинтересованных входят почти исключительно китайские авиаперевозчики и несколько иностранных лизингодателей. При заявленных темпах выполнения такого объема потребуется не менее восьми лет.
В декабре Администрация гражданской авиации Китая разрешила поставку и производство C919 после четырнадцати лет разработки. Авиакомпания China Eastern Airlines получила первый узкофюзеляжный самолет и начала 100-часовые испытательные полеты, как требует CAAC, прежде чем начать пассажирские рейсы.
Государственный перевозчик рассчитывает на начало полетов весной 2023 года, когда поставщики укомплектуют авиакомпании большим количеством самолётов C919. Это даст возможность обеспечить обширный маршрут обслуживания в пределах страны.
Эксперты считают, что китайский авиационный рынок, быстро развивающийся, сможет приобрести отечественные узкофюзеляжные самолеты, несмотря на то, что Airbus за один день разместил в Китае рекордный заказ на 292 самолета годом ранее.
Несмотря на имеющуюся заинтересованность, нужно выяснить, какой интерес C919 вызовет за пределами внутреннего рынка. Отчеты сообщают о росте цены самолета по сравнению с первоначальными оценками, что может затруднить его продажу в развивающихся странах. Однако с ростом объемов полетов и доказательством преимуществ самолета перспективы могут стать более ясными.
Сравнение C919 по характеристикам с Airbus A320 и Boeing 737 проводится, но выйдет ли у новичка составить конкуренцию долгосрочному лидерству этих моделей?
В Китае Боинг давно сталкивается с проблемами: политические прессинги и сомнения в обеспечении безопасности даже заставили его знаменитый самолет 737 MAX приостановить работу на четыре года. Сообщается о… возобновлении В середине января запланированы полеты опасного Boeing 737 MAX авиакомпании China Southern, но все помнят, что предыдущие попытки были отменены в последний момент.
Airbus вряд ли будет испытывать трудности в ближайшее время. Благодаря выпуску самолетов A321 на заводе в Тяньцзине и большому числу заказов от китайских авиакомпаний у французского лайнера достаточно спроса внутри Китая.
Впрочем, есть одно исключение. Правительство, вероятнее всего, отдаст предпочтение отечественному авиастроителю. Пока же Airbus сможет укрепить свою позицию до достижения необходимых объемов производства.