Государственная китайская компания COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China) намерена занять рынок узкофюзельных самолётов в Китае и прославиться за границей.

Новый китайский самолёт небольшой вместимости предназначен для перевозки от 156 до 190 пассажиров. COMAC C919Китайский аэрокосмический концерн близок к первым коммерческим рейсам нового лайнера. Первый самолет был передан 9 декабря авиакомпании China Eastern Airlines. Чтобы не отставать от спроса, поступило 500 заказов от 21 авиакомпании уже в день представления нового лайнера. Концерн планирует производить до 150 самолетов ежегодно на протяжении пяти лет. В будущем это позволит Китаю конкурировать с Airbus и Boeing.
По состоянию на сегодня достигнуты предварительные соглашения о поставке 1200 самолетов. Главными покупателями являются практически исключительно китайские авиакомпании и несколько иностранных лизингодателей. При заявленных темпах выполнения такого объема займет как минимум восемь лет.
В декабре Администрация гражданской авиации Китая (CAAC) разрешила поставку и производство C919 после четырнадцати лет разработки. Авиакомпания China Eastern Airlines первой получила узкофюзеляжный самолет и начала 100-часовые испытательные полеты, как требуется CAAC, прежде чем начать пассажирские рейсы.
Государственный перевозчик рассчитывает, что полеты начнутся весной 2023 года. К этому времени производители должны поставить больше самолетов C919 авиакомпаниям. В результате появится широкая сеть обслуживания по всей стране.
Эксперты считают, что быстро развивающийся авиационный рынок Китая воспользуется возможностью приобрести отечественный узкофюзеляжный самолет, несмотря на рекордный заказ Airbus в прошлом году – 292 самолетов.
Несмотря на предварительную заинтересованность, неясно, какой интерес C919 вызовет за пределами внутреннего рынка. Отчеты указывают на резкий рост цены самолета по сравнению с первоначальными оценками, что может затруднить его продажу в развивающихся странах. Молодому производителю приходится рассчитывать на другое. Однако перспективы могут стать более предсказуемыми по мере роста объемов полетов и подтверждения достоинств самолета.
По характеристикам C919 сопоставляют с Airbus A320 и Boeing 737, но сможет ли новый самолет из Китая оспорить их господство?
В течение длительного времени компания Boeing сталкивается с проблемами на китайском рынке: политические прессинги и сомнения в безопасности даже привели к фактической остановке эксплуатации своего культового самолёта 737 MAX практически на четыре года. Появились сведения о… возобновленииВ середине января прошли рейсы опасного Boeing 737 MAX авиакомпании China Southern, но все помнят, что предыдущие попытки были отменены за короткий срок до вылета.
Airbus, скорее всего, не испытает затруднений в ближайшее время. Благодаря выпуску самолётов A321 на заводе в Тяньцзине, компания располагает большим и стабильным количеством заказов от китайских авиакомпаний. Это гарантирует французскому лайнеру спрос внутри Китая.
Однако существует одно «но». Правительство неизбежно даст предпочтение отечественному производителю самолётов. До достижения необходимого масштаба Airbus сохранит своё преимущество.