Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) — китайская государственная компания, специализирующаяся на производстве авиакосмической техники, планирует в ближайшие годы занять доминирующую позицию на рынке узкофюзеляжных самолетов в Китае и расширить свое присутствие на международной арене.

Новый китайский самолет с узкой компоновкой салона, предназначенный для перевозки от 156 до 190 пассажиров — COMAC C919 — компания находится на завершающей стадии подготовки к началу коммерческих полетов. 9 декабря первый самолет был передан China Eastern Airlines. Чтобы удовлетворить возросший спрос, поскольку в день официальной презентации поступило 500 заказов от 21 авиакомпанией, китайский аэрокосмический концерн намерен выпускать до 150 самолетов в год в течение ближайших пяти лет. Это позволит Китаю составить конкуренцию таким лидерам отрасли, как Airbus и Boeing.

В настоящее время достигнуты предварительные соглашения о поставках 1 200 самолетов, в числе заинтересованных сторон – преимущественно китайские авиакомпании и отдельные зарубежные компании, занимающиеся авиационным лизингом. Для реализации заказа в заявленных объемах потребуется не менее восьми лет.

В декабре китайский регулятор гражданской авиации CAAC одобрил начало поставок и производства C919 после четырнадцати лет разработки. China Eastern Airlines стала первой авиакомпанией, получившей данный узкофюзеляжный самолет, и начала выполнять 100-часовые испытательные полеты, необходимые для получения разрешения на коммерческие рейсы согласно требованиям CAAC.

Ожидается, что государственная авиакомпания начнет полеты весной 2023 года. К этому времени производители должны поставить авиакомпаниям больше самолетов C919, что позволит создать разветвленную сеть обслуживания на всей территории страны.

Несмотря на рекордный заказ Airbus в прошлом году, когда европейский производитель за один день заключил сделку на поставку 292 самолета в Китай, эксперты полагают, что быстрорастущий авиационный рынок страны предоставит возможность для приобретения отечественных узкофюзеляжных самолетов.

Хотя изначально наблюдался интерес к C919, остается неясным, насколько он будет устойчивым за пределами Китая. Согласно имеющимся данным, стоимость самолета значительно выросла по сравнению с первоначальными прогнозами, что может создать препятствия для его реализации на рынках развивающихся стран (а на что еще может рассчитывать молодой производитель). Однако, с увеличением авиаперевозок и подтверждением качества самолета, прогнозы могут стать более определенными.

C919 сопоставляют по характеристикам с ведущими узкофюзеляжными самолетами гражданской авиации Airbus A320 и Boeing 737. Но сможет ли этот китайский лайнер потеснить их многолетний опыт лидерства?

Boeing сталкивается с проблемами на китайском рынке на протяжении многих лет. Политические факторы и вопросы безопасности помешали возобновлению поставок его ключевого самолета 737 MAX в течение почти четырех лет. Поступают сведения о возобновлении полетов опального 737 MAX China Southern в середине января, но все помнят, что предыдущие попытки были отменены в последнюю секунду.

Airbus, скорее всего, не испытает никаких ощутимых проблем в обозримом будущем. Производство самолетов A321 на заводе в Тяньцзине обеспечивает Airbus значительным и надежным объемом заказов от китайских авиаперевозчиков. Таким образом, французскому авиалайнеру не хватает спроса на внутреннем рынке Китая.

Действительно, существует одно важное обстоятельство. Вероятно, правительство начнет поддерживать отечественного авиастроителя. Однако, пока не будут достигнуты требуемые объемы производства, Airbus продолжит укреплять свои позиции.