С начала конфликта на Украине Европейский союз и Россия взаимно закрыли свои воздушные пространства, и это ограничение действует и сейчас.
Китай возобновил контакты с внешним миром после трех лет изоляции, и сейчас европейские авиационные компании отмечают, что условия конкуренции становятся несправедливыми.
Для китайских авиакомпаний восстановление авиационного сообщения между Европой и Китаем представляется более легкой задачей, чем для европейских.
Вместо самого быстрого пути между Францией и Китаем, авиакомпания, обслуживающая рейс с президентом Франции, подобно другим европейским перевозчикам, летающим в Азию, предпочла альтернативный маршрут, избегая пролета над территорией России из-за политических и соображений безопасности.
Для китайских авиакомпаний маршруты через территорию России по-прежнему доступны и позволяют существенно сократить время в пути, что приводит к снижению расхода топлива и увеличению прибыли.
Европейским авиакомпаниям пришлось пересмотреть маршруты полетов из-за закрытия российского воздушного пространства, используя альтернативные пути, в том числе через южные регионы. В результате время в пути и расход топлива на рейсах в Восточную и Юго-Восточную Азию возросли.
Из-за близости к России финская авиакомпания Finnair, выполняющая рейсы от крупного авиационного узла в Хельсинки, понесла значительные убытки. Теперь перелет между Хельсинки и Сингапуром требует преодоления дополнительного расстояния в 1 400 километров.
Для перелета из Хельсинки в Сеул с облетом российских границ необходимо преодолеть на 4 000 километров больше в одном направлении.
добавление 1 400 километров к маршруту увеличивает время полета на полтора часа, а увеличение расстояния до 4 000 километров добавляет уже семь часов в оба конца, например, при перелете между Хельсинки и Сеулом.
Это создает дополнительные трудности для пассажиров, однако также влечет за собой коммерческие последствия и ухудшает конкурентоспособность европейских авиакомпаний.
Прямые рейсы China Eastern из Шанхая в Париж занимают 12 часов, тогда как у партнера Air France, входящего в альянс SkyTeam, это время составляет 14 часов.
Прямой перелет из Франкфурта в Пекин на самолете немецкой авиакомпании Lufthansa длится 11 часов, в то время как китайскому партнеру Lufthansa по Star Alliance, Air China, требуется всего 9 часов.
Ряд западных авиаперевозчиков полностью отказались от рейсов в Восточную Азию. Так, в марте Virgin Atlantic официально остановила полеты по маршруту Лондон – Гонконг, эксплуатировавшемуся почти три десятилетия, объяснив это сложностями в логистике, связанными с необходимостью облетать территорию России. В частности, время в пути от Хитроу до Гонконга увеличилось примерно на 60 минут, а обратный перелет из Гонконга в Хитроу теперь занимает на 1 час 50 минут дольше, чем до закрытия российского воздушного пространства.
В европейских странах все чаще высказываются предложения о запрете полетов китайских авиакомпаний в западные страны через территорию России.
Следует также учитывать, что европейские авиамаршруты, используемые Китаем, не проходят в непосредственной близости от воздушного пространства Украины. Как правило, китайские авиалайнеры используют российское воздушное пространство или вылетают из него над Балтийским морем, в районе Санкт-Петербурга.
Текущая обстановка, когда европейским авиакомпаниям приходится увеличивать время и расход топлива, в то время как китайские перевозчики продолжают выполнять рейсы напрямую, открывает перед пассажирами множество привлекательных альтернатив на маршрутах, связывающих Европу и Азию.