В 2023 году произошло не менее нескольких серьезных инцидентов с турбулентностью, по меньшей мере пять из которых привели к тяжелым травмам с последствиями. Может ли глобальное изменение климата повлиять на усиление подобных процессов?

Турбулентность, также называемая болтанкой, появляется в слоях атмосферы с нестабильными воздушными потоками, на участках мощных струйных течений, обычно восходящих или нисходящих. Ее интенсивность может быть разной: от легкого беспокойства до травм пассажиров и экипажа, а также повреждений самолета.

В прошлом месяце рейс 889 авиакомпании Alaska Airlines из Портленда в Гонолулу попал в число рейсов, где пассажиры столкнулись с сильной турбулентностью. Во время полета самолет настолько сильно трясся, что у пассажиров создалось впечатление, будто он вот-вот развалится. В салоне раздались крики, стюардессу ударило ведерком со льдом. Многие пассажиры почувствовали себя плохо из-за резких перепадов высоты, и стюардессам пришлось выдавать санитарные пакеты.

Неспокойство сохранялось около сорока пяти минут.

Этот инцидент отличался от ранее пережитых пассажирами и членами экипажа случаев. Перед прилётом в Гонолулу стюардесса заявила, что турбулентность была самой сильной за 23 года её работы. В компании Alaska Airlines подтвердили, что «турбулентность ясного неба» всё чаще встречается.

Этот вид турбулентности появляется при ясной погоде, из-за чего получил такое название. На высоте более 4,5 километров причиной становятся резкие скачки скорости и направления ветра.

Ученые считают, что причиной увеличения турбулентности ясного неба является изменение климата. Повышение уровня парниковых газов, в первую очередь углекислого газа, приводит к росту глобальных температур, и струйные потоки становятся более резкими и непредсказуемыми. За последние 50 лет величина сдвига ветра выросла на 15 процентов.

Специалисты считают, что интенсивность турбулентности увеличится со временем. В Северном полушарии турбулентность прозрачного воздуха может утроиться в течение следующих 30–60 лет, при условии уровня выбросов парниковых газов.

Турбулентность ясного неба незаметна, поскольку возникает над облаками. Пилоты не видят ничего предостерегающего впереди.

Согласно сведениям Федерального управления гражданской авиации США, с 2009 по 2022 год 163 человека получили серьёзные травмы во время прохождения турбулентных областей.