Вопрос о возможном полете пассажирских самолетов с одним пилотом вновь обсуждается, несмотря на то, что Европейское агентство авиабезопасности (EASA) исключило его из актуальных тем для ближайшего времени.

Агентство авиационной безопасности Евросоюза пока не разрешает полеты с одним пилотом. Но рассматривает предложения Airbus и Dassault Aviation о возможности такого варианта.
Европейское агентство авиационной безопасности готова рассмотреть возможность полетов с одним пилотом на отдельных участках маршрута уже в 2027 году. Предполагается, что оба пилота будут находиться в кабине во время взлета и посадки, но после набора высоты один член экипажа сможет отправиться на отдых.
В прошлом году Airbus и Cathay Pacific обратились к регулятору с проектом под названием Project Connect. Цель проекта – первый подобный полет Airbus A350 в 2025 году. Оптимальное использование периодов отдыха позволило бы сократить количество пилотов на борту дальнемагистральных рейсов с трех-четырех до двух. «Уставший» летчик отдыхал бы в зоне отдыха экипажа, а другой управлял самолетом в одиночку.
Эксперты выделяют несколько ограничений: запрет одиночного пилотирования людям с критическими заболеваниями или недостаточным налетом часов. По мнению EASA, управлять одним пилотом могут только самые современные лайнеры, оборудованные более высоким уровнем безопасности по сравнению с минимальными стандартами сертификации. Сегодня это Airbus A350, участвующий в проекте Cathay Pacific, Boeing 787 и, возможно, 777X после сертификации.
Регулятор отметил, что полёты с одним пилотом в кабине к 2027 году нереалистичны. Любые изменения должны соответствовать стандартам безопасности полетов с двумя пилотами, а нынешняя автоматизация не готова к новым нормам. Переход к более рискованным вариантам требует одобрения Международной организации гражданской авиации (ИКАО), авиакомпаний, пилотов и других регулирующих органов.
Многочисленные средства массовой информации в прошлом году сообщили, что более чем в сорока странах, среди которых Великобритания, Новая Зеландия и Германия, обратились в ИКАО с просьбой о помощи в обеспечении безопасности полётов с одним пилотом.
Опытные пилоты опасаются безопасности экспериментов не из-за желания сохранить работу. В экстремальной ситуации один пилот может быть перегружен настолько, что ассистент не успеет добраться до кабины и оказать помощь. «Когда всё идёт наперекосяк, то идёт очень быстро».
Полеты с одним пилотом мешают обучению и руководству начинающих лётчиков. Новая эпоха в авиации потребует новых подходов к подготовке экипажей, медицинским стандартам, а также испытаниям психического состояния и мониторингу удовлетворенности работой.