Вопрос о возможности управления пассажирскими самолетами одним пилотом вновь поднимается в дискуссии, несмотря на то что EASA отложил его рассмотрение на неопределённый срок.
Агентство авиационной безопасности Евросоюза в настоящее время не разрешает полеты с одним пилотом, но допускает эту возможность, изучая предложения Airbus и Dassault Aviation.
Европейское агентство авиабезопасности (EASA) может разрешить полеты с одним пилотом на отдельных участках маршрута уже в 2027 году. Взлет и посадку будут выполняться с двумя пилотами в кабине, а после набор высоты один член экипажа сможет отдохнуть.
Прошлым годом Airbus и Cathay Pacific обратились к регулятору с инициативой под названием Project Connect. Изначальной целью являлся первый подобный полет Airbus A350 в 2025 году. Оптимальное использование периодов отдыха позволило бы сократить количество пилотов на борту дальнемагистральных рейсов с трех-четырех до двух. «Уставший» летчик отдыхал бы в зоне отдыха экипажа, а другой управлял самолетом в одиночку.
Эксперты отмечают несколько ограничений: запрет одиночного пилотирования лицам с критическими заболеваниями или недостаточным налетом часов. EASA считает, что управлять самолетом в одиночку могут только самые современные лайнеры с уровнем безопасности выше минимальных стандартов сертификации. Сегодня таковыми считаются Airbus A350, участвующий в проекте Cathay Pacific, Boeing 787 и, возможно, 777X после его сертификации.
Регулятор считает недостижимым к 2027 году полёты с одним человеком в кабине. Изменения должны соответствовать стандартам безопасности с двумя пилотами, а текущий уровень автоматизации не готов к ним. Переход на более рискованные варианты требует одобрения ИКАО, авиакомпаний, пилотов и других контролирующих организаций.
В прошлом году многие СМИ писали о том, что более 40 стран, среди которых Великобритания, Новая Зеландия и Германия, обратились в ИКАО с просьбой сделать полёты с одним пилотом безопасными.
Опытные пилоты выражают опасения по поводу безопасности экспериментов не из-за стремления сохранить работу. В случае чрезвычайной ситуации пилот может оказаться экстремально перегружен до того, как ассистент сможет добраться до кабины и оказать помощь. «Когда всё идёт плохо, это происходит очень быстро».
Полеты с одним пилотом лишают возможности обучения и наставничества молодых специалистов. Новая реальность требует пересмотра подхода к подготовке экипажей, медицинских требований, а также тестирования психического состояния и контроля удовлетворенности работой.