Несмотря на то, что EASA вычеркнула этот вопрос из ближайших планов обсуждений, тема пилотирования пассажирских самолетов одним пилотом вновь активно обсуждается. Об этом сообщают международные СМИ.

В настоящее время Агентство авиационной безопасности Европейского союза (EASA) не разрешает полеты с одним пилотом. Тем не менее, регулирующий орган допускает такую перспективу, поскольку изучает предложения от Airbus и компании Dassault Aviation, производителя самолетов «Фалькон.

Европейское агентство по безопасности авиации (EASA) планирует изучить возможность организации полетов с одним пилотом на определенных этапах маршрута уже в 2027 году. В соответствии с планами, оба пилота будут присутствовать в кабине во время взлета и посадки, однако после достижения необходимой высоты один из них сможет приступить к отдыху.

Airbus и Cathay Pacific в прошлом году обратились к регулирующим органам с предложением Project Connect, направленным на осуществление первого полета на Airbus A350 в 2025 году. Благодаря эффективному использованию времени отдыха, планируется уменьшить штат пилотов на дальнемагистральных рейсах с трех-четырех до двух человек. Во время отдыха один летчик находился бы в специальной зоне, в то время как другой самостоятельно управлял бы самолетом.

По мнению специалистов, существуют определенные ограничения: людям с серьезными заболеваниями или недостаточным опытом полетов запрещено управлять беспилотными летательными аппаратами. Кроме того, EASA считает, что для управления одним пилотом подходят только самые современные самолеты, которые соответствуют более высоким стандартам безопасности, чем это требуется для получения сертификата. На сегодняшний день к ним относятся Airbus A350, используемый в проекте Cathay Pacific, Boeing 787 и, возможно, 777X, после его сертификации.

Регулятор отметил, что осуществление полетов под управлением одного пилота к 2027 году представляется невозможным. Прежде всего, любые изменения должны отвечать тем же требованиям безопасности, что и полеты с двумя пилотами. Кроме того, текущий уровень автоматизации не обеспечивает соответствие новым стандартам. И вообще, любой переход к более рискованным решениям нуждается в одобрении Международной организации гражданской авиации (ИКАО), авиакомпаний, пилотов и других контролирующих органов.

В прошлом году многие СМИ писали о том, что более 40 стран, среди которых Великобритания, Новая Зеландия и Германия, запросили у ИКАО содействие в обеспечении безопасности полетов, выполняемых одним пилотом.

Опытные пилоты выражают обеспокоенность по поводу безопасности проводимых экспериментов, и это не связано со стремлением сохранить свои рабочие места. В случае возникновения чрезвычайной ситуации один пилот может оказаться перегружен задачами еще до того, как его ассистент успеет подойти к кабине и оказать поддержку. «Когда ситуация выходит из-под контроля, это происходит очень быстро».

Кроме того, использование однопилотных самолетов исключает возможность обучения и наставничества для начинающих пилотов. Адаптация к меняющимся условиям потребует разработки новых методов подготовки экипажей и пересмотра медицинских требований, а также внедрения тестирования психического состояния и контроля уровня удовлетворенности работой.